|
Сочинения и вопросы по литературе
Подберите синонимы к выделенным словам: в дурном обществе, над сонными... прудами, шмыгнуть в какое-нибудь из отверстий замка, непременно, от сконфуженного товарища, горькая правда, солгать. в дурном обществе - в плохом
обществе; "В последние летние вечера я прокрадывался по саду, как молодой волчонок..." Объясните смысл сравнения. Подберите другие примеры сравнений из текста. Для чего автор использует этот приём? Смысл сравнения "В последние летние вечера я прокрадывался по саду, как молодой волчонок..." - мальчик прокрадывался бесшумно, незаметно. Примеры сравнения из текста: Вася рос, как « дикое деревцо в поле»; Валек тонок как тростинка; смех Маруси напоминал Васе звук маленького серебряного колокольчика, а головка её напоминала ему колокольчик – цветок. Автор использует сравнение чтобы более ярко раскрыть образ. Обратите внимание на описание природы в III главе повести. Выпишите эпитеты, придающие образность этой картине. Подумайте, почему такое красочное описание омрачено ощущением печали. Эпитеты, придающие образность описанию природы в III главе повести: росистый след, вода вздрагивая, заспавшийся жаворонок, трусливый заяц, ленивая дремота, шёпот ветра. Красочное описание омрачено ощущением печали, так как в главе рассказывается об одиночестве Васи, о его тоске по матери, а «отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл» о существовании сына. Мальчик чувствует себя брошенным и одиноким. Каким представляется вам город, изображённый в повести? Найдите его описание в главе "Развалины". Какое настроение оно создаёт? «Сонные, заплесневелые пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» - с первых страниц повести серый цвет создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий. Подземелье, где живут Валек и Маруся, каменное и тоже серое. «Серый камень высосал из нее жизнь», - говорит Короленко, употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь. Создаётся тягостное и унылое настоение. Какие персонажи изображены на иллюстрации Г.П. Фитингофа (с.40-41)? Назовите детали, которые их характеризуют, и сделайте общий вывод о социальном положении этих людей. При ответе вы можете опираться на текст повести. На иллюстрации Г.П. Фитингофа изображены бедняки у развали старого замка, который служил убежищем им. Старый Януш, бывший некогда одним из мелких служащих графа, затеял революцию, оставил там преимущественно бывших слуг или потомков слуг графского рода, а остальных бедняков выгнал. На иллюстрации мы видим, как с холодной жестокостью жильцы замка прогоняют своих несчастных сожителей. Угрожают кочергами и палками. Изгнанные в лохмотьях, жалкие и сконфуженные уходят. Найдите
в повести портрет Маруси. Чьими глазами она показана? Какие детали
кажутся вам наиболее значимыми? Портрет - изображение внешности героя (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды), одно из художественных средств его характеристики, описания. Прочитайте описание Тыбурция: "Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум. В то время как на его лице сменялся целый ряд гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение, отчего мне всегда было безотчётно жутко смотреть на кривлянье этого странного человека. По ним как будто струилась глубокая постоянная печаль..." Что можно сказать о герое по его портрету? Можно сказать о герое, что его простая грубая внешность, в какой-то степени грозная "челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье", "рыжеватые волосы торчали врозь" не соответствовала внутреннему содержанию. По взгляду видно, что это непростой человек, он умён, проницателен, лидер. Перечитайте диалог из главы VI, обратите внимание на слова пана Тыбурция, обращённые к Васе: "Твой отец меня судит, - ну и ты когда-нибудь будешь судить... вот его (Валека)!" А чуть позже он говорит: "Каждый идёт своей дорожкой, и кто знает... может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу". Как вы думаете, какое из утверждений справедливо? Почему? Аргументируйте свой ответ. Справедливо второе высказвание.
Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все
живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научится сострадать
этим людям и жалеть их. Как вы понимаете последний абзац произведения? Какие чувства возникают у вас при его чтении? Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему. Какова основная мысль повести? Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом. Как вы думаете, что сближает повесть В.Г. Короленко "В дурном обществе" с рассказом Л.Н. Толстого "Бедные люди"? Повесть В.Г. Короленко "В дурном обществе" сближает с рассказом Л.Н. Толстого "Бедные люди" то, что эти два произведения о гуманизме, гуманности, человечности, человеколюбие. Это истории о простых бедных людях, обладающих такими душевными качествами, как искренность, простота, доброта, стремление к справедливости. |
|
||||||||||||||||