Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Найдите в тексте просторечивые слова. Кому они принадлежат? Для чего эту лексику А.И. Куприн активно вводит в речь персонажа?

Дедушка Мартын Лодыжкин употреблял просторечные слова, характеризующие его, как выходца из народа: "значит, мол", "трошки", "эта самая", "ужотко", "телеса", "пузо", "теплынь", "лезь-ка". Серёжа,общаясь с дедушкой, разговаривает тоже очень просто: "бона сколько", "глянь-кось", "умереть мне на месте!", всё время божиться "Ей-богу", добавляет "поди" и "то" везде, где может "Страшные поди... эфиопы-то эти".
Автор рассказа, с помощью лексики , подчёркивает принадлежность дедушки и Серёжи к простым людям, народу, противопоставляя им барыню и её сына, представителям знати. Простые люди противопоставлены богачам, через лексику передаётся конфликт сословий, разница отношения к окружающему миру и отношениям между людьми, разности между жизненными ценностями.

Что вы можете рассказать о характере героев: дедушки и мальчика Серёжи на основе прочитанного в первой и второй части? В каком слове (эпизод с гривенником) появилось одно из важных качеств характера дедушки? Назовите это качество.

О характере героев на основе прочитанного в первой и второй части можно сказать что им свойственно доброта, бескорыстие (например дедушка мечтает не о собственном благополучии, а о благополучии Сергея, или вот как он делил хлеб:«...одну, самую большую, он протянул Серёже, другую, поменьше, оставил для пуделя, самую маленькую взял себе»), интерес к жизни, умение видеть красоту окружающего мира, восхищаться, жизнерадостность, умение с юмором относиться к своим неудачам.

Несмотря на скитания, голод и унижения, героям удаётся сохранить чувство собственного достоинства. Это доказывает эпизод с монетой: «Наконец барыня вышла на балкон, швырнула сверху в подставленную шляпу Сергея маленькую белую монетку и тотчас же скрылась. Монета оказалась старым, стертым с обеих сторон и вдобавок дырявым гривенником. Дедушка долго с недоумением рассматривал ее. Он уже вышел на дорогу и отошел далеко от дачи, по все еще держал гривенник на ладони, как будто взвешивая его.
- Н-да-а... Ловко! - произнес он, внезапно остановившись. - Могу сказать... А мы-то, три дурня, старались. Уж лучше бы она хоть пуговицу дала, что ли. Ту по крайности куда-нибудь пришить можно. А что я с этой дрянью буду делать? Барыня небось думает: все равно старик кому-нибудь ее ночью спустит, потихоньку, значит. Нет-с, очень ошибаетесь, сударыня. Старик Лодыжкин такой гадостью заниматься не станет. Да-с! Вот вам ваш драгоценный гривенник! Вот!
И он с негодованием и с гордостью бросил монету, которая, слабо звякнув, зарылась в белую дорожную пыль»

О чувстве собственного достоинства свидетельствует и разговор дедушки Лодыжкина с дворником: «Дедушка, который успел уже в это время напялить на себя коричневый, позеленевший на швах пиджак, гордо выпрямился, насколько ему позволяла вечно согнутая спина.
- Я тебе одно скажу, парень, - начал он не без торжественности. - Примерно, ежели бы у тебя был брат или, скажем, друг, который, значит, с самого сыздетства. Постой, друже, ты собаке колбасу даром не стравляй... сам лучше скушай... этим, брат, ее не подкупишь. Говорю, ежели бы у тебя был самый что ни на есть верный друг... который сыздетства... То за сколько бы ты его примерно продал?
- Приравнял тоже!..
- Вот те и приравнял. Ты так и скажи своему барину, который железную дорогу строит, - возвысил голос дедушка. - Так и скажи: не все, мол, продается, что покупается».)

В каком эпизоде третьей части рассказа Серёжа противопоставлен Трилли? Найдите и прочитайте слова, в которых это противопоставление наиболее очевидно. Сформулируйте вывод.

Сергей: Внешность 12-летний мальчик, одет в старую куртку, трико с многочисленными заплатами, парусиновые панталоны, сшитыеиз мешка;тонкая, но сильная и гибкая фигура. Бедный мальчик «из низов», о семье ничего не известно. Речь его просторечна, например слово «глянь-кось»и т.д. Сергей работал «чисто», хорошо. Сергей рано взрослеет, и в 12 лет уже берёт на себя заботу о дедушке и Арто. Серёжа ведёт себя как мужественный, решительный человек, командует дедушкой Лодыжкиным и помогает ему. Характер у Серёжи работящий, вежливый, преданный, верный друг. «наивная душа мальчика», Сергей впечатлительный, живой мальчик, наблюдательный. Храбрый.

Трилли: Белокурый мальчик лет 8 или 10-ти. Был в легком матросском костюмчике. Представитель богатого сословия (барин) «- Хочу-у-а-а! Мне! Хочу! Собаку-у-у! Трилли хочет соба-а-аку-у...» - растянутые слова, мальчик отдает приказы. Кричит, отдаёт приказы, визжит, дрыгает руками, топочет ногами, пускает ртом и носом пузыри, валяется на полу в истерике. Разбалованный, грубый (Дряни! Дураки! Дряни, черти, дураки!), нетерпеливый ребёнок.

Вывод: В рассказе Куприна образы мальчиков построены на контрасте. Трилли – антигерой. Ему противопоставлен Сергей, которыйранонаучился зарабатывать,заботиться о ком-то. Сергейрастётсмелым и благородным человеком. Он знает, что не все в этой жизни продается, и не все покупается. Например, дружбу, доброту и преданность не купить никакими деньгами.

Как вы можете охарактеризовать сына барыни? Обратите внимание на его имя, поведение, манеру общения с другими людьми. Подберите имена прилагательные для характеристики персонажа.

Имя сына барыни Трилли – что-то шутовское, несерьёзное. Он разбалованный, грубый, нетерпеливый ребёнок.

Сопоставьте историю, рассказанную М.К. Куприной-Иорданской, с текстом произведения. Какие изменения произошли в процессе работы над рассказом? Чего достиг писатель, сохранив почти без изменения услышанную от мальчика Серёжи историю про белого пуделя?

Куприн добавил в историю Серёжи, мальчика акробата, который бывал у них на даче в Мисхоре, кражу пуделя и его освобождение. В реальной истории мальчика, когда барыня очень обозлилась из-за того, что ей не продали пуделя, Серёжа с дедушкой быстро ушли из города, так как боялись, что она на них донесёт в полицию да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли.
Писатель достиг реалистичности, сохранив почти без изменения услышанную от мальчика Серёжи историю про белого пуделя. Ему удалось показать в простом сюжете две очень важные темы. Во-первых, тему социального неравенства, а, во-вторых, бескорыстной дружбы и заботы о “братьях наших меньших”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта