|
Сочинения и вопросы по литературе
Найдите в тексте просторечивые слова. Кому они принадлежат? Для чего эту лексику А.И. Куприн активно вводит в речь персонажа? Дедушка Мартын Лодыжкин употреблял
просторечные слова, характеризующие его, как выходца из народа:
"значит, мол", "трошки", "эта самая",
"ужотко", "телеса", "пузо", "теплынь",
"лезь-ка". Серёжа,общаясь с дедушкой, разговаривает тоже
очень просто: "бона сколько", "глянь-кось",
"умереть мне на месте!", всё время божиться "Ей-богу",
добавляет "поди" и "то" везде, где может "Страшные
поди... эфиопы-то эти". Что вы можете рассказать о характере героев: дедушки и мальчика Серёжи на основе прочитанного в первой и второй части? В каком слове (эпизод с гривенником) появилось одно из важных качеств характера дедушки? Назовите это качество. О характере героев на основе прочитанного в первой и второй части можно сказать что им свойственно доброта, бескорыстие (например дедушка мечтает не о собственном благополучии, а о благополучии Сергея, или вот как он делил хлеб:«...одну, самую большую, он протянул Серёже, другую, поменьше, оставил для пуделя, самую маленькую взял себе»), интерес к жизни, умение видеть красоту окружающего мира, восхищаться, жизнерадостность, умение с юмором относиться к своим неудачам. Несмотря на скитания, голод и унижения,
героям удаётся сохранить чувство собственного достоинства. Это доказывает
эпизод с монетой: «Наконец барыня вышла на балкон, швырнула сверху
в подставленную шляпу Сергея маленькую белую монетку и тотчас же
скрылась. Монета оказалась старым, стертым с обеих сторон и вдобавок
дырявым гривенником. Дедушка долго с недоумением рассматривал ее.
Он уже вышел на дорогу и отошел далеко от дачи, по все еще держал
гривенник на ладони, как будто взвешивая его. О чувстве собственного достоинства
свидетельствует и разговор дедушки Лодыжкина с дворником: «Дедушка,
который успел уже в это время напялить на себя коричневый, позеленевший
на швах пиджак, гордо выпрямился, насколько ему позволяла вечно
согнутая спина. В каком эпизоде третьей части рассказа Серёжа противопоставлен Трилли? Найдите и прочитайте слова, в которых это противопоставление наиболее очевидно. Сформулируйте вывод. Сергей: Внешность 12-летний мальчик, одет в старую куртку, трико с многочисленными заплатами, парусиновые панталоны, сшитыеиз мешка;тонкая, но сильная и гибкая фигура. Бедный мальчик «из низов», о семье ничего не известно. Речь его просторечна, например слово «глянь-кось»и т.д. Сергей работал «чисто», хорошо. Сергей рано взрослеет, и в 12 лет уже берёт на себя заботу о дедушке и Арто. Серёжа ведёт себя как мужественный, решительный человек, командует дедушкой Лодыжкиным и помогает ему. Характер у Серёжи работящий, вежливый, преданный, верный друг. «наивная душа мальчика», Сергей впечатлительный, живой мальчик, наблюдательный. Храбрый. Трилли: Белокурый мальчик лет 8 или 10-ти. Был в легком матросском костюмчике. Представитель богатого сословия (барин) «- Хочу-у-а-а! Мне! Хочу! Собаку-у-у! Трилли хочет соба-а-аку-у...» - растянутые слова, мальчик отдает приказы. Кричит, отдаёт приказы, визжит, дрыгает руками, топочет ногами, пускает ртом и носом пузыри, валяется на полу в истерике. Разбалованный, грубый (Дряни! Дураки! Дряни, черти, дураки!), нетерпеливый ребёнок. Вывод: В рассказе Куприна образы мальчиков построены на контрасте. Трилли – антигерой. Ему противопоставлен Сергей, которыйранонаучился зарабатывать,заботиться о ком-то. Сергейрастётсмелым и благородным человеком. Он знает, что не все в этой жизни продается, и не все покупается. Например, дружбу, доброту и преданность не купить никакими деньгами. Как вы можете охарактеризовать сына барыни? Обратите внимание на его имя, поведение, манеру общения с другими людьми. Подберите имена прилагательные для характеристики персонажа. Имя сына барыни Трилли – что-то шутовское, несерьёзное. Он разбалованный, грубый, нетерпеливый ребёнок. Сопоставьте историю, рассказанную М.К. Куприной-Иорданской, с текстом произведения. Какие изменения произошли в процессе работы над рассказом? Чего достиг писатель, сохранив почти без изменения услышанную от мальчика Серёжи историю про белого пуделя? Куприн добавил в историю Серёжи,
мальчика акробата, который бывал у них на даче в Мисхоре, кражу
пуделя и его освобождение. В реальной истории мальчика, когда барыня
очень обозлилась из-за того, что ей не продали пуделя, Серёжа с
дедушкой быстро ушли из города, так как боялись, что она на них
донесёт в полицию да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли. |
|
||||||||||||||||