|
Сочинения и вопросы по литературе
В рассказе живут и действуют три группы образов: образы-персонажы, образы животных и пейзаж. Приведите примеры для каждой группы. Образы-персонажи: Кукушка, барин,
барчуки Митя и Коля, приказчик Какими художественными средствами пользуется И.А. Бунин, создавая пейзажные образы? Подтвердите примерами. В произведении, особенно в начале, Бунин часто использует изображение цвета, чтобы наиболее точно показать происходящее вокруг. Автор использует олицетворение. Каждая мелочь в доме живет и чувствует, будто одушевленное существо: «Свет от угольев медленно умирал в тихой, темнеющей избе». Также Бунин прибегает к использованию большого количества эпитетов (бедная (местность), голые и глухие (луга)) и метафор (изба… была озарена яркой пастью печки). Перечитайте первые три абзаца рассказа. Какой основной цвет вы использовали бы, рисуя иллюстрацию к началу произведения? Какая тональность задаётся И.А. Буниным уже в самом начале повествования? Преобладают серые тона, картина
леса написана в приглушенной цветовой гамме. (Синеватый пасмурный
денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные
ульи голубовато-серого цвета). Старая караулка органично вписана в пейзаж. Какими словами создаётся представление о ней? Составьте небольшой словарик. "Старая караулка - почерневшая
изба с горбатой крышей"; Придумайте предложения, используя данные словосочетания: уголь, как закрывающийся глаз; ветер шарил по крыше; день теплел и веселел; снег насытился водою. Какие художественно-выразительные средства в них используются? Огонь в костре догорал, уголь, как закрывающийся глаз, слегка освещал траву и листья кустарника. С утра погода портилась, в окна стал стучать дождь, а ветер шарил по крыше. Время незаметно бежало, ночи становились короче, а день теплел и веселел, близилась Пасха. Наступила весна, солнышко стало пригревать, появлялись проталинки, снег насытился водою. Используются олицетворение, эпитеты. Расскажите о жизни главного героя. Откуда его прозвище? Что оно означает? «Он был приёмыш, за что его и прозвали Кукушкой». Только ли поэтому его прозвали Кукушкой? Кукушка – птица, которая не вьёт своего гнезда. У нашего героя не было ни семьи, ни дома. "Шатается, как волк", "непутевый" говорили про него. Кукушка производит впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своём веку человека. Прочитайте отрывок от слов "Он был приёмыш..." до слов "Да и весна прошла дружно, весело". Что в образе Кукушки подчёркивает автор? Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный", не "хозяйственный" человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного", обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе». В каких отношениях с миром природы находится Кукушка? Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы. Как история волченят помогает пониманию характера и судьбы Кукушки? Автор сначала изображает маленьких волчат в родном логове рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки в старой караулке. Волчата потеряли родной дом, когда их изловил Кукушка и принес в барский дом, поэтому они неизбежно должны погибнуть… как и Кукушка. Запишите ключевые слова и словосочетания для характеристики Кукушки. КУКУШКА Старчески серьёзное и сонное лицо Как писатель
относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия? Отношение писателя к Кукшке это целая гамма эмоций: от жалости и сочувствия до недоумения, ведь его герой сам ничего не делает, чтобы измениться и изменить свою жизнь. Конечно, на него давит среда, происхождение, но ведь и сам человек чего-то стоит, когда у него есть воля. Однако искреннего сочувствия у автора больше, чем осуждения. Например, он с жалостью перечисляет те напасти, которым подвергся странник: семья его оставила у чужих людей, с детства он работал вдали от общества, будучи вынужденным зарабатывать себе на хлеб. В зрелости он был оставлен женой, ведь на работе дела у него не клеились: отовсюду гнали. Писатель оправдывает своего героя, говоря, что во многих его бедах виноваты обстоятельства и те, кто переносил эту вину на плечи несчастного одинокого человека: Прочитайте эпизод "За ужином" (от слов "Пока варились картошки..." до слов "...даровать ему тихую и скорую кончину..."). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас? Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому. В чём явный и скрытый конфликт рассказа? Аргументируйте ответ. Явный конфликт произошел Кукушки с приказчиком, когда приказчик со всего размаху сшиб с Кукушки шапку, за то что он пока ловил волчат, пропустил как в лесу срубили шесть березок. Скрытый конфликт - это ненужность людей, безразличие к чужой судьбе, будь то человек или зверь. Произведение заканчивается строчками подчёркивающими эту мысль. "Но детям не сказали об этом, и они, к сожалению, скоро забыли и о волченятах, и о Кукушке." Прочитайте последнее предложение рассказа. Каково его значение для понимания произведения в целом? Последнее предложение рассказа: "Но детям не сказали об этом, и они, к сожалению, скоро забыли и о волченятах, и о Кукушке." Единственные кто проявил милосердие
и переживал за судьбу Кукушки были Митя и Коля. В итоге и они забыли
о нем. Этой фразой автор показал насколько безразлична судьба крестьян.
Удел многих из них - это нищета, обездоленность и одиночество.О
таких судьбах забывают быстро и некому жалеть о таких, как Кукушка.
Быть может если кто-нибудь проявил сострадание и сочувствие, протянул
руку помощи, то и судьба у главного героя произведения сложилась
иначе, счастливее. Какова роль рассказчика в "Кукушке"? Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания (слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки так как эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку). Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Рассказ разделён на четыре части. Озаглавьте их. 1 часть - Кукушка поселяется в караулке 2 часть - Визит к барину. 3 часть - Поймал волченят, а берёзки прокараулил. 4 часть - Последняя встреча Кукушки с Митей и Колей. Какому эпизоду рассказа И.А. Бунина соответствует настроение, возникшее у вас благодаря картине художника С.Ю. Жуковского? Обоснуйте свой ответ. На картине изображена дворянская усадьба начала XX века. Возможно в такой жил барин и его дети Митя и Коля. Картина в серых тонах, навевает грустное настроение. Возможно она соответствует эпизоду последнего визита Кукушки в барский дом, когда он зашел к мальчикам и они выпустили оставшегося волчонка на волю. |
|
||||||||||||||||