|
Сочинения и вопросы по литературе
Перед вами ключевые слова, передающие материальное и душевное состояние детей Мерцаловых: пустые щи; ветхий дом; грязный двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; подземелье... Продолжите поиск ключевых слов - деталей, характеризующих жизнь Мерцаловых. Запишите их. Ключевые слова-детали, характеризующие жизнь Мерцаловых: оба с утра ничего не ели; привыкли к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрёпкам, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс - настоящему запаху нищеты; грязная постель; грязные замаслившиеся подушки; пальто, переделанное из старого ватного халата; борщь холодный, разогреть нечем; он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош (Мерцалов); Подготовьте подробный рассказ о жизни Мерцаловых в "ветхом доме", в "подземелье". Дом находился на окраине. Дорога
тянулась к нему через пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные,
неосвещённые косогоры... Покосившийся ветхий дом был с грязным двором,
служившим для всех жильцов помойной ямой. Комната в которой жила
семья находилась в подвале. Найдите примеры употребления приёма контраста в рассказе. Что подчёркивает А.И. Куприн с помощью этого изобразительного средства? Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. В семье Мерцаловых тяжело болеет ребёнок, они остались без средств к существованию, не могут достать денег, чтоб купить лекарства ребенку. В самом начале двое мальчишек Володя и Гришка стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья. Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых. Найдите в тексте завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Композиция произведения построена на контрастах. Экспозиция – описание предпраздничного великолепия, завязка – бесконечные лишении семьи Мерцаловых, кульминация – тяжелая болезнь девочки и спасение ее таинственным доктором, развязка – чудесные изменения в жизни всего семейства. Этот рассказ относится к особой разновидности рассказов, которые называют рождественскими. Найдите в рассказе "Чудесный доктор" черты рождественского рассказа. Рождественский (святочный) рассказ - рассказ, посвященный событиям накануне Рождества. Герои, оказавшиеся в тяжёлом положении, чудесным образом избавляются от проблем и неприятностей, часто благодаря счастливой случайности, удачному совпадению или неожиданной бескорыстной помощи. Поэтому финал подобных рассказов, как правило, светлый, радостный. В них утверждается ценность милосердия и доброты. Зарождение этого вида рассказа связывают с творчеством английского писателя Чарлза Диккенса. В русской литературе рождественский рассказ получил распространение во второй половине XIX - начале XX века. Черты рождественского рассказа в рассказе "Чудесный доктор": - рассказ посвящен событиям накануне Рождества. Это становится ясно уже с первых страниц рассказа "Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку...". В дальнейшем при встрече Мерцалова с доктором, доктор восхищается русской зимой и говорит, что купил знакомым ребятишкам подарочки. Это так же подтверждает, что события происходят перед Рождеством. - герои произведения, семья Мерцаловых, оказались в тяжёлом положении, без средств к существованию и с тяжело болеющим ребёнком, но случайная встреча главы семейства с чудесным доктором Пироговым спасает семью, жизнь налаживается. "С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. Всё переменилось. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счёт. Просто чудо свершил этот святой человек." - финал рассказа светлый и радостный. Охарактеризуйте образ доктора, найдите для этого важные слова в тексте. Определите, в чём смысл названия рассказа. Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. "В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же, без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю." Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти людей, попавших в тяжелое положение. Один из сыновей Мерцалова - Гришка, будучи уже взрослым мужчиной, Григорием Емельяновичем Мерцаловым, вспоминает чудесного доктора и называет святым: "Просто чудо совершил этот святой человек."; «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни...». Мне кажется, что смысл названия рассказа в том, что автор показывает нам, что человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь, совершить чудо, недаром он дает такое название "Чудесный доктор", доктор Пирогов совершил чудо для семьи Мерцаловых. Вспомните, с каким рождественским рассказом вы познакомились в 6 классе. В 6 классе мы познакомились с рождественским рассказом А.И. Куприна "Тапёр". |
|
||||||||||||||||