|
Сочинения и вопросы по литературе
Вспомните определения стихотворения из учебников 5 и 6 классов. Прочитайте приведённое ниже определение. Что нового о стихотворении вы узнали? Стихотворение - небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. Термин "стихотворение" объединяет разнообразные стихотворные жанры: оду, элегию, послание и др. Рифмовка - расположение рифмующихся строк в стихотворении (строфе). Виды рифмовки: парная (рифмуются между собой две соседние строчки: аабб); перекрёстная (первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т.д.: абаб); кольцевая (первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей: абба). Определение стихотворения из учебников 5 и 6 классов: Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания. Мы узнали о том, что термин "стихотворение" объединяет разнообразные стихотворные жанры: оду, элегию, послание и др. О том, что такое рифмовка и какие виды рифмовок бывают. Какие значения слов сонм, мзда, внимать на ваш взгляд, наиболее уместны при осмыслении стихотворения Г.Р. Державина? На мой взгляд, наиболее уместны
следующие значения слов: Определите тему стихотворения. Тема стихотворения "Властителям и судиям" Г.Р. Державина - несправедливость правящих и имеющих власть "земных богов", которые нарушают права простых людей: "злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса". Письменно сформулируйте идею произведения. Стихотворение звучит, как упрек
властителям об отсутствии правосудия. Поэт напоминает царям о том,
что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано
или поздно предстанут перед божьим судом. Помимо основной темы в стихотворении есть ещё и микротемы ... мотивы. Назовите их. В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа Как характеризуют Г.Р. Державина высказанные им мысли? Подберите ключевые слова для ответа на данный вопрос. Ключевые слова: честный, порядочный, смелый, принципиальный, отважный, заступник, защитник. Как вы понимаете концовку стихотворения? Последние строфы библейского стиха призывают Бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд. Мы слышим призыв лирического героя к Богу карать нечестных и быть единым царем земли. Найдите в тексте стихотворения риторические фигуры. Объясните их выразительную роль. Использование риторических фигур для обличения пороков общества. Риторическое обращение, риторический
вопрос, восклицание: Цари! Я мнил, вы боги властны… Стихотворение «Властителям и судиям» начинается с риторического вопроса: Всевышний, собравшись судить «земных богов», то есть людей, имеющих власть, обращается к ним: «…Доколе, рек, доколь вам будет / щадить неправедных и злых?» Этот вопрос по сути своей — утверждение: если вам дана власть, значит, вы должны её употреблять для того, чтобы наказывать «неправедных и злых» и помогать несчастным. Обратите внимание на художественные средства поэтической речи Г.Р. Державина: повторы, сравнения, метафоры, эпитеты. Выпишите их. Какую художественную функцию они выполняют? Изобразительно-выразительные средства языка оды «Властителям и судиям»: - эпитеты: всевышний Бог, земной бог (метафорический эпитет, так как властители образно названы земными богами), боги властны, вы страстны, вы смертны, увядший лист. - метафоры: «исторгнуть бедных из оков» - освободить людей от оков нужды, бедности; «покрыты мздою очеса» - «властители и судии» не видят беззакония, потому что мзда (взятка) отняла у них способность замечать несправедливость; «злодействы землю потрясают»; «неправда зыблет небеса» (зыбить (устар., поэт.) – колыхать, колебать что-либо). - сравнения: «Но вы, как я подобно, страстны, / И так же смертны, как и я». «И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет! / И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!» Попробуйте сформулировать тезис о сходстве и различии стихотворения Г.Р. Державина и оды М.В. Ломоносова. Ломоносов и Державин. У обоих ода - это стихотворение, обязательно разбитое на десятистрочные строфы, таков формальный признак жанра. Но Державин, позволяет себе рассуждать о предметах самых важных, государственных и божественных, но так, чтобы всегда был слышен личный голос говорящего. В произведениях Ломоносова и Державина слышится самодержавное, государственное величие России. Но у Державина оды его обращаются к людям всех сословий, слышно в них стремление "начертать закон правильных действий человека во всем". Найдите элементы классицизма в стихотворении. Жанр - ода, стиль - высокий, тема по законам классицизма - тема гражданского служения Отечеству, исполнения долга перед обществом, исполнения законов; лексика - используются старославянские слова; интонации, чувства - ораторские, торжественные. |
|
||||||||||||||||