|
Сочинения и вопросы по литературе
1. Чем богата Мещёрская сторона? Почему лес, луга, воздух - огромное богатство страны? Подберите из "Мещёрской стороны" текст для изложения с элементами рассуждения. Мещёрская сторона, описываемая в рассказе Паустовского, является прекрасным примером того, как природа может быть богата и щедра на свои дары. В этом краю встречаются леса, реки, озёра, луга, и они все играют огромную роль в жизни местных жителей. Леса Мещёрской стороны занимают огромные территории и предоставляют не только древесину, но и множество других ценных ресурсов. Леса дают укрытие для животных, являются источником ягод и грибов, а также обеспечивают чистый воздух для жителей. Водные ресурсы Мещёрской стороны также являются большим богатством. Реки, озёра и ручьи обеспечивают водой местных жителей, а также дают возможность заниматься рыболовством и купаться в жаркие летние дни. Кроме того, водные ресурсы важны для сельского хозяйства, так как они предоставляют возможность поливать поля и сады. Луга Мещёрской стороны также не менее важны. Они служат пастбищем для скота, дают урожай сенажа и позволяют выращивать корм для животных. Кроме того, луга являются домом для многих видов диких животных, таких как зайцы, белки, лисы и многие другие. Описывая богатства Мещёрской стороны, Паустовский пишет: «А что была за красота везде! Все было настолько естественно, что трудно было поверить, что это не сон, а живой мир, мир, который так легко поддавался человеку, который входил в него, будто в свой дом». Слова Паустовского подчеркивают важность сохранения природы и демонстрируют, как важно уметь ценить и беречь то, что нам дарит окружающий мир. Таким образом, Мещёрская сторона богата своей невероятной природой, которая даёт людям множество возможностей для жизни и развития. Она является ярким примером того, как человек может взаимодействовать с природой и находить в ней блага и возможности. Однако, чтобы сохранить эти богатства, необходимо бережно относиться к окружающей среде, не загрязнять воду и воздух, не вырубать леса, не перенаселять реки и озёра, а умело управлять природными ресурсами. К сожалению, сегодня мы все чаще сталкиваемся с проблемами, связанными с экологическим кризисом, который возникает из-за бездумного и нерационального использования природных ресурсов. Поэтому очень важно осознавать, как важна бережливость к окружающей среде и понимать, что наша жизнь и благополучие напрямую зависят от состояния окружающей среды. В итоге, рассказ Паустовского «Мещерская сторона» напоминает нам о важности бережного отношения к окружающей среде и показывает, как богатства природы могут стать источником счастья и процветания для человека, если мы научимся бережно и умело управлять ими. 2. Сгруппируйте все эпизоды и детали, где говорится о поезде и паровозе, узкоколейке. Подготовьте пересказ, близкий к тексту: "Через Мещёру". Выпишите слова и словосочетания, с помощью которых поезд и паровоз воспринимаются как художественные образы. Группировка всех эпизодов и деталей,
где говорится о поезде и паровозе, узкоколейке: 3. "Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть расвет". В чем смысл этой фразы? Как бы вы сказали о подобном явлении? Фраза «Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рас-свет» отражает особенность настроения и атмосферы в Мещере, где все вокруг кажется невероятно красивым и чувствительным к любой даже небольшой детали. Люди в этом месте боятся нарушить спокойствие и гармонию этой природной красоты, поэтому стараются говорить шепотом. Эта фраза выражает глубокое уважение к природе и стремление сохранить её чистоту и неприкосновенность. В Мещере люди живут в гармонии с окружающей природой и пытаются не нарушать её тишины и покоя. Я бы сказал, что это проявление особой культуры поведения, основанной на уважении к окружающей среде. В мире, где все более озабочены своими собственными интересами, важно не забывать о том, что мы живём вместе с природой и должны сохранять её для будущих поколений. Фраза «Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рас-свет» напоминает нам об этом. К.Г. Паустовский мастерски создает цветообраз, то есть цвет у него присутствует не только тогда, когда он называется напрямую (допустим, "черная вода"), но и в тех случаях, когда слов, передающих цвета и оттенки цветов, казалось бы, нет, а ощущение цвета присутствует. 4. Приведите примеры таких случаев. Подберите фрагмент, где цветоизображение является основным способом создания образа-пейзажа. Действительно, К.Г. Паустовский является мастером создания образов, в которых цвет играет важную роль. Он создаёт не только непосредственные описания цветов, но и передаёт цвета через образы и ассоциации. Один из примеров, когда ощущение цвета создаётся без прямого упоминания, можно найти в рассказе «Мещерская сторона». В этом рассказе Паустовский описывает красоту Мещеры, о которой он так много говорит: «Тишь, зелень, красота лугов и лесов, величие неба – и все это затейливо выткано тончайшими лучами света и теней». Здесь автор не употребляет прямых слов, которые описывают цвета, но мы можем ощутить краски и оттенки зелени, которые окружают героев рассказа. Это пример того, как автор использует цветообраз для передачи настроения и создания образа-пейзажа. Одним из основных способов создания образа-пейзажа с помощью цветоизображения можно назвать фрагмент описания заката в рассказе «Мещерская сторона»: «Небо было красное, как горячее железо, края облаков торчали как зазубренные ножи, их верхняя сторона блестела ярко-белой медью, а тенью внизу было синее бездонное пространство». Здесь автор использует яркие цвета и контрасты, чтобы передать красоту и величие заката. Описывая закатное небо как красное, автор создаёт образ жаркого пламени, а описание краёв облаков как зазубренных ножей добавляет напряжённости и динамизма. Кроме того, автор использует необычные сочетания цветов, например, ярко-белую медь, что помогает создать уникальный образ заката в Мещере. Стиль Паустовского вмещает практически все изобразительные средства языка, но при этом каждое из них проходит жесткий отбор. Паустовский не часто пользуется большим количеством определений для одного предмета. Он придерживается следующего принципа: "Из трех элементов, приложенных к существительному, один всегда будет наиболее точным, а остальные два, безусловно, будут ему уступать. Поэтому ясно, что этот единственный эпитет надо сохранить, а остальные безжалостно вычеркнуть". 5. Выпишите из каждой части "Мещёрской стороны" словосочетания (существительное + прилагательное) с единственным, наиболее точным эпитетом. Попробуйте объяснить, почему автор выбрал именно это слово. Образец:
1) "Обыкновенная земля": воздух прозрачный, гул океанский,
хвоя рыжая... Обыкновенная земля»: трава желтая,
деревья золотые, небо голубое, озеро лазурное, солнце яркое. «Весенние луга»: трава зеленая,
свет золотистый, цветы яркие «Леса»: «Белые ночи»: белые «Бескорыстие»: «Бескорыстная любовь»: глубокая Выразительности прозы К.Г. Паустовского способствует частое использование сравнений. Умелое включение в канву повествования этого художественного средства помогает читателю представить изображаемое. У Паустовского есть интересное замечание: "Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то читатель не увидит за ними, какие бы ударные слова писатель ни выбирал". Чаще у художника слова мы находим сравнительные обороты с союзами как, словно, будто, например: "... трава на рассвете покрывается инеем, как снегом". 6. Найдите
подобные сравнения. Подумайте, какую выразительную роль они играют
в тексте. Примеры сравнений в тексте «Мещерской стороны» К.Г. Паустовского: «...молчание весны было такое же
нежное, как голос любимого человека». 7. Найдите в тексте сравнения, в которых встречаются слова в переносном (метафорическом) значении. Объясните, почему эти сравнения поражают нас яркостью, необычностью, свежестью. В тексте рассказа "Мещерская сторона" можно выделить несколько сравнений, которые используют метафоры: "Тополя вдоль дороги, как будто
уходящие вдаль старики со своими посохами" - это сравнение
вводит в повествование образ стариков, которые уходят вдаль, и создает
ассоциации с прошлым, временем, которое ушло. Это сравнение ярко
выражает метафорическую связь между природным явлением и человеческими
переживаниями. 8. Одним из средств создания настроения является употребление повторов как стилистического приема. Приведите один - два примера. В рассказе «Мещерская сторона» Паустовский использовал повторы как стилистический прием для создания особого настроения: «За окном была мертвая тишина, солнце сверкало на
снегу, на деревьях и на льдах. Только шуршание падавших на крыши
капель и журчание воды могли напомнить о жизни, и тут же это напоминание
прекращалось. Снова взрывалась в тишине тоска глухого, мертвого
края. Только солнце беспомощно падало на землю своими лучами, как
дерево своими листьями, как рука своими пальцами. Но светилось,
светило на бесполезно лежащий мир» - здесь повтор слова «светило»
усиливает ощущение, что солнце беспомощно падает на землю, а мир
бесполезно лежит, что создает тоскливое настроение. 9. Прочитайте
внимательно главу "Первое знакомство", в которой дается
беседа пассажиров поезда. В языке участников разговора (косматого
деда, бабы-соседки, девчонки Маньки) много слов, свойственных простым
крестьянам, не обученным грамоте: ихнее, откуль, летошний год. В главе «Первое знакомство» рассказа Паустовского «Мещерская сторона» можно обнаружить ряд «неправильных слов», которые часто употребляются в разговорной речи простых крестьян, не обученных грамоте. Некоторые из них: Ихний - вместо «их» 10. Самостоятельно проанализируйте главу "Бескорыстие". Какова роль заглавия для понимания смысла? Глава «Бескорыстие» является одной из наиболее значимых в рассказе, поскольку здесь автор особенно глубоко и проникновенно раскрывает образ героини Маньки. Заглавие играет важную роль в понимании смысла этой главы, поскольку оно направляет читателя на то, что ключевым элементом в повествовании будет проявление бескорыстия со стороны Маньки. На протяжении главы Паустовский показывает, как Манька жертвует своими интересами и желаниями ради других людей, даже если это приводит к ее собственному материальному ущербу. Здесь важным элементом является не только сам факт ее бескорыстия, но и то, что она не ожидает за это никакой награды или благодарности. Манька действует исключительно из желания помочь другим людям, и этот ее поступок является своего рода проявлением высшей духовности и морали. Таким образом, заглавие главы направляет внимание читателя на ключевую идею, которая лежит в ее основе, и помогает лучше понять глубокий смысл, который хотел выразить автор. 11. Сопоставьте рассказ М.М. Пришвина "Москва-река" и фрагменты из "Мещёрской стороны" К.Г. Паустовского. Попытайтесь определить, что объединяет эти произведения и какие вы видите различия в изображении природы у этих писателей. Рассказ М.М. Пришвина «Москва-река» и фрагменты из «Мещёрской стороны» К.Г. Паустовского объединяет изображение русской природы, которая играет важную роль в повествовании. Однако, у Пришвина в рассказе «Москва-река» природа предстает как объект любви, как живой организм, как бесконечная тайна, в которой есть место как страсти, так и умиротворению. Пришвин описывает реку как живой организм, как источник жизни для рыб, как место, где пространство и время становятся несущественными. Его описание природы богато метафорами и эмоциональными оттенками. У Паустовского природа также играет важную роль, но его описание более спокойно и философски. Паустовский описывает природу через ее взаимодействие с человеком, через простые образы и красочные сравнения. Он показывает природу как божественный дар, как источник жизни и здоровья. У Паустовского человек и природа составляют единое целое, а природа, как и у Пришвина, играет важную роль в жизни людей. Таким образом, можно сказать, что в обоих произведениях природа является важным элементом, но у Пришвина она описывается более эмоционально и метафорически, а у Паустовского более спокойно и философски. 12. Рассмотрите иллюстрации к повести К.Г. Паустовского. Подберите ряд эпитетов, в которых было бы передано состояние природы, изображенное в этих работах. При желании можете найти подходящие эпитеты в тексте. Необъятные леса Эти эпитеты помогают передать атмосферу природы в произведении, и усиливают впечатление от чтения рассказа. |
|
||||||||||||||||