|
Сочинения и вопросы по литературе
1. В рассказах А.П. Платонова "Никита" и "Цветок на земле" передано восприятие мира ребёнком. Есть ли что-то общее у маленьких героев? Расскажите. У обоих героев похожая судьба, отцы на фронте, а матери работают в поле до поздна. Это дети войны. Главные герои произведений мальчики Афоня и Никита вызывают большие симпатии. Привлекают доброта, заботливость, любознательность и пытливость мальчиков, желание дойти «до самой сути» явлений, докопаться до ответа на интересующие их вопросы. 2. Что сумел понять Афоня из объяснений дедушки? Афоня узнал о бессмертии человеческой жизни. Человек, так же как безымянный цветок «из смерти работает жизнь». B этом и заключено основное нравственное содержание рассказа, центральная мысль писателя: «Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу добрые лица и дышащие истым духом в белый свет». 3. В чём смысл названия рассказа "Цветок на земле"? В каких словах произведения этот смысл раскрывается наиболее полно? Показывая своему внуку голубой цветок, растущий не из земли, а из мелкого песка, Тит даёт ему ценнейший урок: «Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь». 4. Какие художественные средства использует писатель в рассказе? Метафоры: на дворе солнце горит Слёзы плачут, Часы – ходики сами уморились и хотели уснуть Дед не спит и глядит глазами (смотрит) Олицетворения: Пойдём белый свет пытать Мёртвый песок, (у цветов) поднявшие добрые лица Он (цветок) из смерти работает жизнь, мёртвую… землю обращает в живое тело Сравнения: Кожа на них (руках) стала как кора на дереве; (Афоня) сам, как цветок,.. Эпитеты: Толстые чёрные жилы (о руках деда) Мёртвую чёрную сыпучую землю (цветок обращает в живое тело), пахнет чистым духом (от цветка), белый свет
5. В чём проявляется отношение автора к происходящему и героям? Дайте развёрнутый ответ. Автор будто бы поэтапно изображает, как протекают часы жизни ребёнка, отец которого находится на войне, а мать «с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме». Создаётся ощущение, что повествование ведётся от лица самого мальчика, так правдиво и простодушно описана жизненная ситуация. У автора образ Афони вызывает большие симпатии. Привлекает любознательность и пытливость мальчика, его желание дойти «до самой сути» явлений, докопаться до ответа на интересующие его вопросы. Афоня очень добр - это проявляется в его отношении к деду - он уважает его мудрость, заботится о нем, мечтает о том, что, когда вырастет, вернет жизнь дедушке, сделает его бессмертным. Неслучайно писатель наделяет своего маленького героя таким именем. Имя Афоня - "бессмертный" В своём произведении «Цветок на земле» А. Платонов раскрывае такие проблемы, как забота к близким и милосердие, противопоставление жизни и смерти, а также роль труда в становлении личности. На примере доброго, простодушного и любознательного Афони писатель показывает, каким должен быть настоящий человек. 6. Выпишите из текста рассказа "Цветок на земле" просторечные слова и выражения, необычные по строю и звучанию сочетания слов и предложений. Объясните, с какой целью они употребляются. Сформулируйте вывод о своеобразии художественного языка рассказа. Нынче на свет буду смотреть, (о цветах) они тебе ничего не сказывали.. папы нету, «ты опомнился» (проснулся), знаю про всё, надо у них (у цветов) допытаться; Нынче утром, смотрел через окно. Эти руки земли много испахали 7. В чём, как вы думаете, проявляется незримое присутствие войны в рассказах А. Платонова "Никита" и "Цветок на земле"? Хотя А. Платонов в рассказах не
описывает военные действия, но война всё же незримо присутствует,
как тень смерти, как угроза, символ зла и горя. В рассказе "Никита"
присутствие войны проявляется через несколько признаков. Первый
- маленький мальчик остаётся дома один постоянно, потому что женщины
в то время были единственными работниками, за исключением ещё
только стариков и взрослых детей. Второй - на улице никого, потому
что всё работоспособное население в поле. Третий - отца Никиты
нет дома: он на войне; в конце рассказа отец возвращается к своей
семье и начинает поправлять пришедшее в запустение своё домашнее
хозяйство. 8. Рассмотрите репродукцию картины А.А. Пластова "Сенокос" (цветная вклейка). Что сближает эту картину с рассказом А.П. Платонова "Цветок на земле"? Картина "Сенокос" была написана художником летом 1945 года. Страна возвращалась к мирной жизни, тяжело поднимаясь из руин. Война незримо присутствует на полотне: косят только старики, женщины, подростки. Мужчины ещё не вернулись с фронта. Однако картина полна оптимистического звучания и воспринимается как гимн всепобеждающей силе жизни, гимн свободному труду. Многое сближает произведение живописи с рассказом А. П. Платонова «Цветок на земле»: отец Афони на войне, мать ушла работать. Афоня по совету деда Тита собирает жёлтые цветы, чтобы отец на войне «не болел от ран».
|
|
||||||||||||||||