1.
Москва-река – центральный образ повествования. Наряду с ним в рассказе
имеется ряд второстепенных образов, без которых и основной немыслим.
Какие детали их создают? Приведите несколько примеров.
Образ Москвы-реки в одноимённом рассказе М. М. Пришвина дополняют
несколько второстепенных образов. Главным второстепенным образом
можно назвать инвалида Ваню. В своей жизни он повидал много разных
мест, чарующих своей красотой, но Ваня всё равно считает, что красивее
его родного Дунина места в мире нет. Так, через образ инвалида Вани
автор показывает главную мысль рассказа – для каждого человека самым
лучшим местом на земле является его родной край.
Образ деревни Дунино и её жителей заставляет реку «ожить», включая
в обычное описание реки целый ряд событий и человеческих чувств,
подаренных жителям Дунина Москвой-рекой. Образу сплочённых односельчан,
всегда готовых помочь друг другу, помогают раскрыться рассказанные
автором события, происходившие на Москве-реке с жителями Дунина.
Например, рыбалка местных мальчишек, помощь инвалиду Ване в его
работе или всеобщее любование разливом Москвы-реки.
Образ же деревни и её жителей в свою очередь дополняют ещё несколько
менее значительных образов. Это и гнущаяся ива, и трясогузка, плывущая
на льдине, и поющий поползень. Эти образы заставляют жителей Дунина
возрадоваться пришедшей весне, почувствовать любовь к родному краю.
2. Прочитайте фрагмент от слов: «Сколько
льдин, больших и малых прошло…» до слов: «…медленно оставляющих
смоляной след». Назовите средства художественной выразительности,
применённые здесь писателем.
Эпитеты: «льдин, больших и малых», «твердокаменна чёрная смола»,
«вешнее солнце», «на сухом берегу», «величавых, достойных, уверенных
льдин», «растопленной и зажженной смолы», «чёрный, блестящий, медленно
остывающий смоляной след».
Олицетворения: «сколько споров прошло между льдинами», «осужденных
капля по капле изнывать».
Метафоры: «беззаконницы», «и сколько льдин в законе прошло», «огненные
ручейки».
3. Какая фигура речи лежит в основе
противопоставления реки Москвы в деревне Дунино и в городе Москве;
чужих стран и родной деревни? Приведите примеры её использования.
В основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунино и в городе
Москве; чужих стран и родной деревни лежит риторическое восклицание.
Примеры: «Кто видел реку в Москве, тот не узнает ее в Дунине, скажет,
это совсем другая река. До чего узка тут река в сравнении с московской!»,
«Никакого разговора не может быть, никакого сравнения закованной
в камень реки великого города с нашей маленькой зеленой рекой!»,
«А еще надо сказать, что ранней весной наша маленькая Москва-река
так разливается, что куда тут закованной в камень городской Москве!»,
«Много-много я на свете видел разных земель, и своих и чужих, но
краше местности нашего Дунина я нигде не видал!», «…на свете сейчас
в эту чудесную пору русской весны для нас всех действительно ничего
не было краше нашего Дунина!»
4. Прозе М.М. Пришвина присуща яркая
метафоричность. Вспомните определение метафоры. Найдите в тексте
примеры метафор и определите их роль в тексте.
Метафора – это троп, то есть некий образ, основанный на употреблении
слов в переносном значении. Примеры метафор из текста: «сахарной
лодочке-льдинке», «серебряным огоньком», «огненные ручейки». Метафоры
придают тексту особый характер, наполняя предметы, описанные в рассказе,
новыми красивыми сравнениями, невероятными качествами.
5. Вспомните, что такое градация.
Приведите примеры использования градации при описании ледохода.
Градация – это такое расположение слов, при котором каждое последующее
усиливает значение предыдущего или ослабляет его.
Примеры: «И правда, как этому не удивиться, как не обрадоваться,
что весною и маленькая птичка на льдине плывет и поет!», «Вот бы
и вы тоже присели к нам, дорогой читатель, и послушали, о чем мы
говорим, и догадывались бы, о чем мы молчим».
6. Найдите примеры разговорного стиля
по образцу.
Слово понатужившись (деепричастие) является разговорным, его литературный
вариант – неснесколько натужившись.
Слово шелеспёр является диалектным, обозначает рыбу жерех.
Слово трикотажница является разговорным и обозначает работницу трикотажного
производства.
Слово тюкалка является разговорным и обозначает вид рыболовной снасти.
Предложение «Другая льдина поджимает деревце, и оно с поклоном исчезает
и опять возвращается, и опять новая льдина, и опять ивинка кланяется»
имеет несколько союзов и, что является характерной чертой разговорной
речи.
7. Какие эмоционально окрашенные слова
использовал автор в рассказе при описании рыбной ловли?
Автор использовал слова: «зазубрик», «камешек», «ниточка», «плотичка»,
«рыбки», «рыбёшки».