|
Сочинения и вопросы по литературе
1. Найдите слова-антонимы, характеризующие русскую песню, русскую душу, русское слово. Какова их функция в тексте? Слова-антонимы, характеризующие
русскую душу, русскую песню, русское слово: Автор при помощи антонимов демонстрирует всю мощь и многогранность русского языка, богатства его слов: речь русская одновременно вмещает «крепость и сладость». Целая палитра чувств кроется в бездонной русской душе, которая, как и русская песня, может быть «нежной и суровой», в ней могут скрываться «тоска и раздолье». Простой маляр вспыльчив и отходчив: «оттрепав» в сердцах набедокурившего мальчишку, он тут же жалеет его и «гладит». 2. А.И. Куприн писал об И.С. Шмелеве: "Шмелев теперь - последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка". И действительно, при чтении рассказа мы восхищаемся смело и точно расставленными словами. У Шмелева значимо каждое междометие, каждая неправильность. Это живая, теплая, яркая речь. Оживляют ее и фразеологизмы. Фразеологизмы, встречающиеся в тексте,
призваны обогатить его, сделать более выразительным и точным язык.
Кроме того, эти устойчивые выражения, взятые писателем из речи простого
народа, облегчают восприятие речи, усиливают образность, делают
речь рассказчика простой и понятной для читателя любого возраста. 3. Какие слова разговорного и просторечного стиля характеризуют речь маляра как речь простого малообразованного человека? Маляр, изображенный И. С. Шмелевым, - простой мужик, привыкший много и честно работать, не любящий «точить лясы», умеющий и трудиться, и отдыхать «на всю катушку», от души. Читатель сразу понимает, что маляра приглашали из простого нарда. В его речи нет сложных оборотов, нет строгости, правильности. Первый же вопрос, заданный мастером, звучит так: «Ну, и где тут у вас чего?». Фраза начинается не с обращения к хозяевам дома, а со словечка «ну». В народе нередко употребляются «тут», «чего», причем «чего» в этом случае используется в значении «что». Будь маляр человеком, получившим образование любого уровня выше начального, он сказал бы примерно так: «Уважаемые хозяева, покажите мне фронт работы. Что необходимо сделать и в какой срок?». 4. Вспомните определение метафоры. Найдите в рассказе приметы яркой метафоричности, типа "борода глядела в небо". Метафора 0 речевой оборот, построенный
на основе сходства. 5. Найдите в толковом словаре значение слов камфара, политура, парусиновый. Придумайте с ними предложения. Камфара – бесцветное вещество, камфарное
масло, использовавшееся в медицине для растираний, ускорения кровообращения. 6. Найдите в тексте слова с повторяющимися приставками вы - , вз - , по - . С какой целью автор использует повторение приставки в этих словах? Слова с повторяющимися приставками
автор использует для того, чтобы усилить впечатление, показать,
как совершалось определенное действие. В начале рассказа, например,
большой мешок «вытягивал» из шкафа, «вываливали» из него одежду.
Вынимали, извелекали. 7. Почему для героя рассказа вестниками весны-лета становятся полосатый мешок, явление рыжего маляра, а не прилет птиц, например, или капель? Наше восприятие определенных явлений часто тесно связано с событиями, предшествующими этим явлениям. Таким образом формируются ассоциативные ряды (первые заморозки – скоро осень, родители собирают елку – ребенок понимает, что грядет новый год, и так далее). Маленький герой рассказа помнит, что вслед за появлением мешка с парусиновыми штанишками и явлением в доме сурового маляра вскоре придет весна, потому что так бывало в его жизни уже не раз. Родители перешивают старую одежду, подгоняя под выросшего ребенка брюки и курточки, маляр отдирает зимнюю замазку с окон – значит, вот-вот придет время, когда можно будет надеть парусиновые штаны, распахнуть окна и выбежать на улицу навстречу теплым солнечным дням. 8. Для чего автор использует иронию в рассказе? Автор использует иронию в рассказе, чтобы смягчить образы, а также облегчить восприятие. В частности, он описывает, как страшный мастер периодически отхлебывает что-то из флакона с надписью «политура». Читатель догадывается, что, конечно, маляр пьет не опасную для жизни жидкость, а самогон или что-то другое, способствующее ускорению работы и прекрасному послеобеденному сну. Но прямо он об этом не говорит – и таким образом демонстрирует свое слегка насмешливое, но уважительное и доброе отношение к маляру. Ирония автора не зла – это не сарказм. Она мягкая и добрая. |
|
||||||||||||||||