|
Сочинения и вопросы по литературе
1. Как попал в плен Жилин и Костылин? Могли они избежать этого? Жилин и Костылин попали в плен, когда
ехали домой в отпуск. Но они могли избежать плена, если бы не
решили поехать сами, а следовали бы вместе с обозом и сопровождающими
солдатами. 2. Чем различалось поведение в плену двух офицеров? Запишите ключевые слова, которые помогут вам при ответе. Ключевые слова: оптимист, пессимист, не смиряется, смиряется, трудится, ничего не делает, бездельничает, пишет письмо, выкуп, храбрый, трусливый. Жилин – оптимист. Он надеется, что из плена можно сбежать. Костылин же опустил руки, ждет когда за него пришлют выкуп и ничего не делает. 3. Жилин написал такой адрес, по которому письмо не дойдёт. Почему он поступил именно так? Только потому, что он был из бедной семьи? Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тысячи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, несколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа. 4. Чем Жилин завоевал расположение к себе татар? Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привычками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить людей. Этим он сумел расположить их к себе и даже завоевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце. 5. Почему Дина решила спасти Жилина? Что грозило ей за этот поступок? Дина подружилась с Жилиным. Она проявила сострадание и решила спасти его. Хотя за этот поступок девочке грозило серьезное наказание. 6. Чем различаются характеры Жилина и Костылина? В каких эпизодах раскрываются человеческие качества двух героев? Жилин: Жилин – строптивый человек. Он не
смиряется с обстоятельствами: "...Вот, – говорит Жилину,
– ты все серчаешь...". Костылин - пессимист. Он не верит,
что из плена можно сбежать: "...Да как же бежать? Мы и дороги
не знаем...» 7. Послушайте выразительное чтение фрагмента рассказа (см. электронное приложение). Как в данном эпизоде раскрываются характеры Жилина и Костылина? 8. Для чего введено в рассказ повествование о старике и его семерых детях, убитых русскими, и о восьмом, которого старый джигит убил сам? Мне кажется, что автор показывает, что не все так однозначно. Что своя правда есть и у отрицательных героев. Старик хочет убить русских, но почему он это хочет сделать, становится понятным, как раз из этого эпизода. 9. Какое впечатление произвёл на вас этот вставной эпизод? Можно ли понять поступок старика? Можно ли его оправдать ( и по отношению к сыну, и по отношению к Жилину)? Меня этот эпизод поразил до глубины души, даже страшно подумать, попасть в эту ситуацию. Мне понятна логика старика, но я не могу представить, как такое можно было сделать. 10. Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой поместил свой рассказ в "Четвёртую книгу для чтения", т.е. в учебную книгу для детей? Что, по мнению Л.Н. Толстого, должны осознать юные читатели? "Кавказский пленник" ставит
перед нами ряд вопросов. Читая рассказ, не торопитесь делать однозначные
выводы, не судите строго и не спешите с приговором. На первый
взгляд всё кажется простым и очевидным. Этот - друг, а этот -
враг; этот - хороший, а тот - плохой; этот поступок, почти подвиг,
а это... А потом, поставив себя не только на место полюбившегося
героя, но и на место его противника, вдруг задумываешься: а почему
же он поступает именно так? Почему он именно так судит о человеке? 11. Рассмотрите иллюстрацию Ю.Н. Петрова (с.270). Почему художник выбрал именно этот эпизод для иллюстрации? На какие детали обращает он наше внимание?
Художник проиллюстрировал эпизод попадания Жилина в плен. Жилин не хотел сдаваться в плен живым. Он был отважным человеком. Мне кажется этой иллюстрацией Ю.Н. Петров показывает, что попадание Жилина в плен было не из-за слабости его характера "Ударилась лошадь оземь со всего маху - навалилась Жилину на ногу." |
|
||||||||||||||||