Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

1. Первоначально стихотворение называлось "Детская комедия". Затем поэт изменил заглавие. Как вы думаете, почему?

Потому что рядом с весельем, которое показал поэт, еще идёт и тяжелый детский труд с ранних лет, о котором тоже рассказал в своем стихотворении Н.А. Некрасов.

2. Найдите и прочитайте строки, где говорится о том, как воспринимают автора дети. Что их удивляет в нём?

Детишек удивляет, как выглядит главный герой, что у него борода, а не усы, что на шапке часы, рассматривают ружьё, удивляются его большой собаке. И то что со своим помощником он обращается как с другом.

Борода!
У бар бороды не бывает - усы.
А ноги-то длинные. словно как жерди.
А вона на шапке, гляди-тко часы!

А вона собака - большая, большая!
Вода с языка-то бежит.

Ружьё! поглядит-ко: стволина двойная,
Замочки резные...

И видно, не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой..."

3. Какими словами передано отношение поэта к крестьянским детям? С какой интонацией их нужно читать? Почему?

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Про детские глаза:

Всё серые, карие, синие глазки -
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

Читать надо с нежностью. Потому что автор относится с любовью к крестьянским детям.
Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает “грибные набеги”, ему нравится вольная жизнь крестьянских детей

4. Стихотворение состоит из нескольких частей, которые Н.А. Некрасовым не названы. Озаглавьте их.

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.
2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
4. Раздумья о детском труде.
5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.
6.Представление Фингала для деревенских зрителей.
7. Гроза разлучает с крестьянскими детьми.

1. Глазёнки в щели
2. Милые плуты
3. Детский труд
4. Мужичок
5. Фингалушка смешит детей
6. Дети убегают от грозы

5. Выразительно прочитайте отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Кто является примером для крестьянских детей?

Примером для крестьянских детей являются их родители, которые работают в поле и рабочие люди, которые проездом рассказывают им разные истории: копатель канав, лудильщик, портной, шерстобит.

6. Можно ли сказать, что Н.А. Некрасов изображает детство крестьянских детей только радостным и безоблачным?

Нельзя сказать, что Н.А. Некрасов изображает детство крестьянских детей только радостным и безоблачным. В своем стихотворении он рассказывает, как дети трудятся с раннего детства, например в эпизоде, где шестилетний Влас - мужичок, из лесу возит дрова, которые рубит его отец.

7. Выпишите и выучите наизусть строки, в которых заключена основная художественная идея стихотворения.

Играйте же, дети! - Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой -
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

8. Как вы понимаете сроки:

Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти - дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Как вы думаете, о каких мыслях идёт речь? Почему им "нет воли"? Почему здесь встречаются такие противоположные чувства, как злоба и любовь?

Честные мысли - это мечты о свободе и счастье народа. Мысли о крестьянских детях, об их судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.

9. Составьте устный рассказ об одном дне из жизни крестьянского мальчика по иллюстрации А.И. Лебедева.

Было раннее холодное зимнее утро. А Никитку уже будил отец. Шестилетнему мальчику совсем не хотелось вставать. Отец отправлялся в лес за дровами и ему нужна была помощь, без Никитки никак не обойтись. Отведав горбушку ржаного хлеба с молоком, мальчик с отцом отправились в лес. Целый день Никитка работал, отвозил на телеге дрова домой. Это была очень важная и необходимая работа. Мальчик был горд и важен, что он главный помощник главы семьи. Дома их ждали сестренки и матушка.

10. Рассмотрите репродукцию картины А.Г. Венецианова "Захарка" (цветная вклейка). Что вы можете сказать о герое картины? Каков его характер, социальное положение? Есть ли что-то общее у Захарки и героев Некрасова?

У Захарки и героев Некрасова есть общее. На картине Венецианова изображен простой деревенский мальчик, крестьянин, как и в произведении "Крестьянские дети". Насупленные брови и плотно сжатые губы, сосредоточенный взгляд, поворот головы создают ощущение целеустремленности, уверенности, силы. Мальчик понимает, что его жизнь будет зависеть только от него самого и крепко сжимает древко инструмента на плече. Все в облике мальчика говорит о том, что он готов к работе, и, к сожалению, возможно, не имел детства, так как трудился с самых ранних лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта