|
Сочинения и вопросы по литературе
11. Внимательно перечитайте отрывки стихотворения, начинающиеся словами: "Да, были люди в наше время..." (они расположены в начале и в конце рассказа старого солдата). Это своеобразное обрамление стихотворения, представляющее как бы зачин и концовку. Найдите подтверждение этому тезису. В каком значении употреблено слово "поле"? Слова: "Да, были люди в наше время..." являются как бы зачином и концовкой, поскольку тематика начала и конца совпадает. Автор сопоставляет прошлое и настоящее. Восхищаясь мужеством, нравственной силой, патриотизмом русских людей, он восклицает: Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Тот же самый мотив возникает в финале, который полностью повторяет вторую строфу. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции. Слово "поле" употреблено в значении поле боя. Автор хочет сказать, что многие погибли в битве, не вернувшись с поля боя. 12. Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: "Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат мусью!" В своём ответе покажите знание прямого и переносного значения слова. Однозначными или многозначными являются слова "друг" или "брат"? Слова «друг» и «брат» употреблены в переносном значении. Они подчёркивают фамильярное отношение к врагу. Слова «брат - мусью», рассказчик произносит с иронией, подчёркивая презрительное отношение к врагу. «угощу я друга»- т. е. покажу неприятелю на что способен. 13. Если мы выпишем из произведения М.Ю. Лермонтова все слова, которые использовал автор для описания битвы, то получится следующий ряд: схватки (боевые), боя, (к) бою, (в) перестрелке, (в Бородинский) бой, (таких) сражений, (русский) бой, бой (далый), (наш рукопашный) бой, бой (затеять новый). Какое слово встречается чаще всего и почему? Чаще всего М.Ю. Лермонтов в произведении использовал слово "бой". В стихотворении описываются бои с французским врагом. Это слово передаёт нам всю важность этой битвы. 14. Выпишите из текста стихотворения сравнения. Какую роль они играют в описании сражения? «Уж мы пойдем ломить стеною» «французы двинулись, как тучи» "Носились знамена, как тени" "Земля тряслась - как наши груди" Лермонтов использует ряд сравнений, желая подчеркнуть трудность сражения: многочисленность врага («Французы двинулись, как тучи»), стремительность происходящих действий («Носились знамена, как тени»), сходство переживаний земли с её защитниками («Земля тряслась - как наши груди»). Воины готовы пойти «стеною» (творительный сравнения). Подвиг одних является образцом для живых: «Умремте ... // Как наши братья!" Поэт гордится патриотами 1812 года, используя отрицательные сравнения («люди … // Не то, что нынешнее племя»; «Богатыри - не вы!»), хочет кинуть упрек пассивным современникам. 15. Прочитайте отрывок из стихотворения "Бородино". Найдите метафоры и объясните, какие грани изображаемых событий они усиливают в данном отрывке. Вам не видать
таких сражений!.. Метафры: носились знамена, огонь
блестел, звучал булат, картечь визжала. В описании Бородинского сражения Лермонтов использовал метафоры, для того чтобы ярче показать особенности того боя, заставить читателя представить себя на поле битвы и словно увидеть происходящее своими глазами. |
|
||||||||||||||||