1. Как вы
понимаете последнее четверостишие стихотворения "Весенняя
гроза"?
Божественное начало, которое поэт
видит в природе, показано в третьей части – четвертом четверостишии,
в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю молнии и гром.
С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает,
что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь все
так же. Таким образом образ грозы перефразируется, демонстрируется
цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование
о природном явлении, придавая ему философский характер.
2. В стихотворении
"Весенние воды" найдите повторы. В чём их художественно-выразительная
роль?
Весна идет, весна идет! Бегут и будят…,
бегут и блещут…
Тютчев с помощью повторов показал
движение природы. Поэту удается создать впечатление бегущих ручьев,
которые все шире и шире разливаются: впечатление НАРАСТАНИЯ победы
весны.
3. Проведите
сравнительную характеристику стихотворений Ф.И. Тютчева "Весенние
воды" и "Весенняя гроза" по данному плану.
План
1. Перечитайте
стихотворения. Определите их общую тему.
2. Запишите ключевые образы, передающие пробуждение природы в
каждом из стихотворений. Какая часть речи встречается чаще всего
в двух стихотворениях? Как вы думаете, почему?
3. Каким настроением проникнуты оба стихотворения, как оно передано
поэтом?
4. Какие художественные средства использует поэт?
5. Какова главная мысль стихотворений Ф.И. Тютчева о весне? Сформулируйте
её.
1. Общая тема стихотворений - весенние
явления.
2. "Весенняя гроза" - автор сконцентрировал внимание
в стихотворении на образе грозы.
"Весенние воды" - внимание сконцентрировано на образе
первых весенних ручьев.
Чаще всего в двух стихотворениях встречается часть речи глагол.
Таким образом осуществляется динамичность произведения.
3. Стихотворения наполнены множеством позитивных эмоций: радостью,
весельем, душевной теплотой.
4. В стихотворении "Весенняя гроза" автор использует
художественные средства:
Передача движения осуществляется только с помощью глаголов (грохочет,
гремят, брызнул, летит).
Аллитерация «г», «р» помогает передать звуки грозы.
Используются олицетворения грома, потоков воды (гром, резвяся,
и играя; бежит поток). Эпитеты: «раскаты молодые», «громокипящий
кубок», «поток проворный». Метафоры: «солнце нити золотит», «пыль
летит».
В стихотворении "Весенние воды"
автор использует художественные средства:
Динамичность произведения осуществляется с помощью повторов слов
(весна, идёт, гласят) и множества глаголов (бегут, шумят, гласят).
Аллитерация «с», «ш» помогает услышать звучание ручьев. Используется
одно большое сравнение весенних ручьев с гонцами. Эпитеты «румяный,
светлый хоровод», «молодой весны», «тихие, теплые дни».
Метафоры: «сонный брег», «хоровод дней».
В стихотворении используются три восклицательных предложения.
5. Автор показывает красоту весенней
природы.