|
Сочинения и вопросы по литературе
1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности? Сюжет сказки повествует о трех сыновьях, которые выбирают себе жен. Младшему сыну выпадает жениться не на девушке, а на лягушке, которая впоследствии оказывается заколдованной Василисой Прекрасной. Узнав о способностях Царевны-Лягушки Иван Царевич решил избавиться от лягушачьей шкурки, но это приводит к тому, что Иван отправляется на поиски жены, которая попадает к Кощею Бессмертному. Справившись со всеми трудностями, Иван одерживает победу. Сказка относится к волшебным, так как в сюжете сказки присутствуют элементы превращения человека в животное и наоборот. 2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки? Царь решил проверить, какие жёны достались сыновьям и велел каждой, сшить по рубашке, испечь по хлебу и на пиру себя показать. Рукоделие царь оценил по-достоинству: рубашку от жены старшего сына-"в черной избе носить.",среднего-" только, в баню ходить",а от лягушки рубашка-"в праздник её надевать 'Хлеба двух старших жён, ,царь отослал в людскую, а от Василисы премудрой - "Вот это хлеб, только, в праздник его, есть. "Царь признал, что старшие жёны и рукодельницы никудышные, и хозяйки нерадивые, а жена Ивана-царевича .всем хороша: и умением, и красотой, и мудростью, и потешить народ танцем умеет. Этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери. 3. Чем отличается Царевна-Лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой? Царевна-Лягушка – добрая, заботливая, мудрая, трудолюбивая. В сказке описываются не только привлекательная внешность героини, но и ее необычные способности. Невестки предстают как завистливые, коварные , злые, ленивые. Премудрой её начинают называть тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека. 4. Кто помогает Ивану-Царевичу найти Василису Премудрую? Медведь, селезень, заяц, щука 5. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: "Махнула левым рукавом - стало озеро, махнула правым - поплыли по озеру белые лебеди..." «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят»? Эти строки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта. 6. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют? Присказка — отсутствует. Язык сказки: 7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы. Кручиниться – горевать, печалиться Тужить – горевать, тосковать, печалиться Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый Молвить – говорить, сказывать Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь . 8. Почему сказка называется "Царевна-лягушка"? В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир. 9. Известно, что сказка "Царевна-Лягушка" имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница? 1. В разлинчных вариантах сказки "Царевна-Лягушка" отличаются присказки, концовки. Но какими бы разными они ни были, все они достигают своих целей: присказки показывают мастерство сказочника, готовят к слушанию сказки, пробуждают интерес к ней; концовки же остроумно завершают сказки, создают счастливый конец. Варианты присказок: "В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у них было три сына, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать." "Давным-давно жил был царь. Было у него три сына." "В стары годы, в старопрежни, у одного царя было три сына — все они на возрасте." "В старые годы у одного царя было три сына." Варианты концовок: "После того они жили вместе и долго и счастливо." "все обрадовались, стали жить да быть да животы наживать — на славу всем людям", "… и жили долго и счастливо до глубокой старости", "И стали они жить дружно, в любви и согласии". 2. В одних вариантах Иван быстро находит свою стрелу, а в других долго ищет: «Пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша» (вариант народной сказки), «А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел, шел, дошел до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу» (вариант А.Н.Толстого). 3. По-разному выполняет наказ
царя-свекра Василиса Премудрая. В одних вариантах ей помогают
«мамки-няньки» или «тетушки, наставницы», а в других она сама
принимается за работу: «Взяла она частые решета, мелкие сита,
просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай»
(вариант М.А.Булатова). В сказках положительные герои достигают
желаемого благодаря своему трудолюбию, поэтому правильнее, наверное,
когда Василиса Премудрая сама трудится, тем более родилась она
не только умной, но и умелицей. 5. Невестки выполняют три наказа царя-свекра. Первые два наказа в сказках разные: в некоторых вариантах царь приказывает сначала испечь хлеб, а потом соткать ковер, а в других первый наказ - сшить рубашку, второй – испечь пирог. А третий наказ одинаков везде. Василиса Премудрая, наделенная чудодейственным свойством, на глазах зрителей производит чудеса, превращая вино в озеро, а кости - в живых лебедей. Сравнив сказку «Царевна-лягушка» в разных вариантах, можно сделать вывод, что все они учат добру, трудолюбию, целеустремленности и заключили в себя мудрость и житейский опыт, накопленные человечеством. 10. В электронном приложении найдите сказку "Чего на свете не бывает". Прочитайте её. Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она "смеётся"? Сказка "Чего на свете не бывает" относится к бытовым. В сказке высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают господина за жестокость, спесь, жадность, безделье и глупость. Ненормальное, хотя и обыденное, жизненное явление, когда паразитирующий барин пользуется всеми жизненными благами, и породило богатую выдумку. |
|
||||||||||||||||