Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

1. Что вам известно о М.В. Ломоносове - учёном, поэте, общественном деятеле?

Ломоносов приобрёл обширные знания в области химии, физики, механики, хорошо изучил немецкий, французский и английский. Стал профессором химии. Одно за другим следовали его открытия в различных научных областях: химии, физике, геологии, метеорологии, астрономии, лингвистике, истории.
Он впервые ввел в русский язык слова: термометр, поршень, упругость, атмосфера, барометр, манометр и др., создал научно-исследовательскую лабораторию, явился первооткрывателем ряда важных законов и явлений. Один из физических законов (сохранения массы и движения) назван "законом Ломоносова". Ломоносов стремился проникнуть в тайны языка. Ему принадлежат труды по красноречию. Усиленно и плодотворно продолжал заниматься литературным творчеством: писал басни, оды, шуточные стихотворения. Одним из важнейших для России деяний М.В. Ломоносова было основание по его инициативе в 1755 году Московского университета, который сейчас носит его имя.

2. Прочитайте внимательно список слов, впервые введённых М.В. Ломоносовым в русскую речь. Определите значение каждого из них. При затруднениях обращайтесь к словарю.

термометр - прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее.

поршень - основная деталь насосов, компрессоров и поршневых двигателей внутреннего сгорания, служащая для преобразования энергии сжатого газа в энергию поступательного движения (в компрессорах - наоборот).

упругость - свойство тел изменять форму и размеры под действием нагрузок и самопроизвольно восстанавливать исходную конфигурацию при прекращении внеш. воздействий.

атмосфера - газовая оболочка, окружающая планету Земля, одна из геосфер.

барометр - прибор для измерения атмосферного давления.

манометр - прибор, измеряющий давление жидкости или газа.

3. Дайте толкования слов: весьма, спорили в жару, очаг. Кто такие Коперник и Птолемей?

весьма - очень
спорили в жару - сильно спорили
очаг - место для разведения и поддержания огня.

Коперник - польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира. Доказал, что это земля вращается вокруг солнца и является самой обычной среди других планет, но никак не центром мира.

Птолемей - астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии Египетской, где проводил астрономические наблюдения. Птолемей утверждал, что Земля – неподвижный центр Вселенной. Так как Птолемей считал Землю центром Вселенной, его система мира была названа геоцентрической.

4. Найдите в тексте басни слова, устаревшие по написанию и произношению. Подберите к ним синонимы.

случились вместе - встретились вместе
спорили в жару - жарко, горячо спорили
весьма - очень
слыл - был, звали
о сём - об этом
круг Солнца ходит - вокруг солнца ходит
такова - такого
кругом жаркова - вокруг жаркого
Жаркое – жареное кушанье, обычно мясное, или же сковорода, на которой это блюдо готовится.

5. Сформулируйте мораль басни.

Здравый смысл и смекалка побеждают теорию. Сложная научная проблема разрешается на основе обыкновенного здравого смысла. На многие научные вопросы можно найти ответы в обычной жизни, в быту.

6. Почему серьёзной научной темы Ломоносов касается в жанре басни?

Данное стихотворение - небольшая стихотворная притча о серьезной научной проблеме. Но благодаря шутливому тону в конце произведение имеет сатирический характер. В образе незатейливого повара автор воплотил здравый смысл, который побеждает теорию. Ломоносов считал, что правдивые знания должны быть доступными для понимания каждого.

7. Подготовьте рассуждение по поводу прочитанной басни или чтение по ролям.

Коперник и Птолемей не могли встретиться, так как жили в разное время, с разницей в 1300 лет. М.В. Ломоносов их соединяет на пиру, в месте, где не могут решаться важные споры о мироздании и Вселенной, этим приемом он создает комичность ситуации.

Споры о теориях Птолемея и Коперника продолжаются и в XVIII веке. Михаил Васильевич изображает в своем стихотворении двоих ученых, которые жарко спорят друг с другом. Рядом с ними оказывается повар, ученые спрашивает его мнение, чтобы разрешить спор. Повар, сравнивая очаг с Солнцем, поясняет на бытовом уровне, что очаг не может крутиться вокруг сковородки, на которой жарится пища. Такой прием сравнения важен в литературных произведениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта