Сочинение.
Сочинение «Художественное пространство и время в творчестве»
Вот уже почти сорок лет мы читаем
произведения Чингиза Айтматова и никак не можем к ним привыкнуть.
В 60-х годах, будучи еще молодым прозаиком, он поведал о своей любви
к родному краю, к людям, живущим в горах Тянь-Шань, окружающим великое
озеро Иссык-Куль. “Повести гор и степей” дышали молодостью, свежестью,
радостью бытия. Но уже тогда появляется “дисгармоническая” окрашенность
некоторых сюжетных линий, эпизодов, образов холодными оттенками
трагического, с особой силой заявившей о себе в повестях “Материнское
поле” и “Прощай, Гульсары!” Впервые же ощущение болевого шока читатель
испытал в 1970 году от повести “После сказки”
(“Белый пароход”). А в 1980 году пронзительно и требовательно взглянул
нам в глаза Едигей Жангельдин — главный герой романа “И дольше века
длится день”. Каждый раз произведения Айтматова застают врасплох,
повергают в сомнения и растерянность читателя и критика яркой публицистичностью,
острой социальностью и высоким уровнем
художественности, подкрепленным философской глубиной и наполненностью.
В этом суть феномена Айтматова- писателя. Все его произведения,
казалось бы сотканные из сиюминутных, наиактуальнейших моментов
нашей жизни, несут глубинные пласты, заключающие в себе осмысление
сложнейших социальных, психологических, общечеловеческих
проблем. Его повести и романы принадлежат не только дню сегодняшнему,
но и завтрашнему, так как предвосхищают события истории нашего общества
и мира в целом.
В романе “И дольше века длится день” существует как бы несколько
пространств: Буранного полустанка, Сары- Озеков, страны, планеты,
околоземного и дальнего космоса. Это как бы одна ось координат,
вторая временная: воедино связываются далекое прошлое, настоящее
и почти фантастическое будущее. Каждое пространство имеет время,
все они взаимосвязаны между собой.
Из этих взаимосвязей, которые возникают благодаря сложному композиционному
решению, рождаются метафоры и ассоциативные образы романа, придающие
глубину и выразительность художественным обобщениям писателя. В
самом начале романа стрелочник Едигей разведет все три времени;
литерный уйдет в будущее на космодром Сары- Озек, сам Едигей останется
в настоящем, а мысли его унесутся в прошлое. С этого момента категории
времени будут существовать в разных мирах и развиваться параллельно.
Соединятся, сомкнутся они лишь в финале романа в страшной картине
апокалипсиса. “Небо обваливалось на голову, разверзаясь в клубах
кипящего пламени и дыма...
Человек, верблюд, собака — эти простейшие существа, обезумев, бежали
прочь. Объятые ужасом, они бежали вместе, страшась расстаться друг
с другом, они бежали по степи, безжалостно высветляемые гигантскими
огненными всполохами...”
Местом встречи времен стало древнее родовое кладбище Ана-Бейит,
"возникшее на месте гибели матери, убитой рукой сына-манкурта,
изуродованного средневековыми жуаньжуанями. Новые варвары построили
на родовом кладбище космодром, на котором в толще земной, в прахе
предков до поры до времени таились ракеты-роботы, замкнувшие, казалось
бы, разорванную связь времен по сигналу из будущего, вознеслись
над миром силы зла далекого прошлого, невероятно жестокого с точки
зрения настоящего. Так в романе Ч. Айтматова переплетаются образы
пространства — времени, героев, мысли и чувства и рождается удивительно
гармоничное единство, особенно необходимое в наш век не только из-за
вторжения научно-технических свершений в область фантастики, но
скорее потому, что противоречив и дисгармоничен мир, в котором мы
живем.