Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

            

Как вы поняли слова И.А. Бродского о том, что человек познаёт происшедшее до него "со скоростью переворачиваемой страницы"? Свои рассуждения подкрепите примерами из жизни.

Что такое миф? Как менялось представление о нём? С чем было связано возникновение преданий и легенд? Кто распространял их в Древней Греции?

Найдите в электронном приложении и прочитайте миф о рождении Зевса. Какие события предшествовали рождению главного бога?

Составьте план легенды "Одиссей на острове циклопов. Полифем"

Найдите соответствующий фрагмент в пересказе Н.А. Куна. Сравните прозаический пересказ и поэтический перевод гомеровской поэмы.

Приведите примеры из малых фольклорных жанров. Какие жанры вы вспомнили?

Что представляют собой загадки? Что в них выражается?

Как вы поняли мысль С.С. Наровчатова о различии пословицы и поговорки?

Какие виды сказок вам известны? В чём своеобразие каждого вида? Расскажите о традиционных элементах сказочной композиции.

О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?

Что такое фольклор? Почему мы называем его устным народным творчеством? Были ли авторы у фольклорных произведений? Почему мы о них ничего не знаем?

Вспомните названия сказок по началу, продолжите сказку и определите её жанровую разновидность

К какому виду относится сказка "Падчерица": к волшебным сказкам или бытовым? Попытайтесь объяснить ответ

Какие события отражались в летописях? О каких исторических событиях рассказывали отрывки из "Повести временных лет"?

Подготовьте небольшой рассказ о баснях: что такое басня, когда она появилась, о чём рассказывают басни и что высмеивают

Кого можно считать основоположником жанра басни?

Что вам известно о М.В. Ломоносове - учёном, поэте, общественном деятеле?

Какова причина, по мнению баснописца, внезапного интереса Лисицы к Вороне? Учитывает ли автор повадки, особенности поведения зверей? Найдите выражение, которое характеризует поведение Лисицы

Внимательно прочитайте басню, определите её тему. Как вы думаете, почему с заглавной буквы И.А. Крылов употребляет не только имена персонажей (Волк, Ягнёнок), но и слова, не относящиеся к живым существам (История, Басня)?

Вспомните определение басни. С какими сказками можно сравнить басни?

Как вы думаете, о чём эта басня? Какие человеческие пороки высмеивает баснописец? (Басня "Грибы" С.В. Михалков)

Почему Слон, Жираф, Верблюд и Страус перестали обижаться на Носорога? Бывают ли в вашей жизни ситуации, похожие на сюжеты басен С.В. Михалкова? Приведите примеры

Какие чувства вызвало у вас стихотворение "Няне"? Какой портрет няни создает Пушкин в стихотворении?

Напишите небольшое сочинение, желательно в форме рассказа, о своей бабушке, няне или о другом родном человеке. Возьмите за основу какой-либо особенно запомнившийся случай.

Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина? Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

Найдите и прочитайте в тексте строки со словами: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка. Объясните значения этих слов.

Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный, пустой такие существительные, чтобы эти прилагательные стали художественными определениями, то есть эпитетами.

Назовите особенности литературной сказки, отличающие её от фольклорной

Найдите в тексте отрывка слова, говорящие о том, что именно русские сказки вдохновили автора на создание поэмы "Руслан и Людмила".

Какой представлена зимняя дорога в стихотворении? Какие слова, словосочетания создают этот художественный образ?

Что в природе способно успокоить лирического героя, заставить его забыть "души тревогу", "разогнать морщины на челе"?

Какие слова стихотворения уже редко употребляются в современной речи и свойственны в основном поэтическому языку?

Как вы понимаете последнее четверостишие стихотворения "Весенняя гроза"?

Какое время осени изображено в стихотворении Ф.И. Тютчева? Почему эту пору поэт называет "дивной"?

Какие эпитеты использует поэт для создания зимнего пейзажа?

Какое значение имеет дважды повторенное противопоставление прошлого и настоящего? Что рассказывает старый солдат про день Бородина?

Как вы понимаете слова и выражения: нынешнее племя; зимние квартиры; у наших ушки на макушке; уж постоим мы головою за родину свою; рожден был хватом; ломить стеною; слуга царю, отец солдатам?

Прочитайте внимательно всё стихотворение. Найдите строки с риторическим восклицанием. С какой целью в каждом случае оно употребляется?

Внимательно перечитайте отрывки стихотворения, начинающиеся словами: "Да, были люди в наше время..." (они расположены в начале и в конце рассказа старого солдата). Это своеобразное обрамление стихотворения, представляющее как бы зачин и концовку. Найдите подтверждение этому тезису. В каком значении употреблено слово "поле"?

Расскажите о детских годах Н.В. Гоголя и его отношений к своей малой родине. Что лежит в основе книги Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"?

Определите главную тему "Ночи перед Рождеством". Какие герои вызывают у вас сочувствие, какие - смех? Почему? В чем комизм ситуации, в которую попадают "гости" Солохи? Какие еще эпизоды показались вам смешными?

Объясните значение данных слов и выражений: колядовать, парубок, волость, бричка, заниматься малеванием, покалякать, жеманиться, кокетка, франт, кожух, цирюльник, тирански...

Подумайте, какие впечатления детства писателя связаны с историей Герасима. О Герасиме сказано: "Дела у него было немного..." В самом деле - немного? Попытайтесь разобраться.

Объясните слова и словосочетания. В случае затруднения обратитесь к словарю. Горничная, гривенник, дворецкий, дворня, прачка, приживалка... В каком значении слова "бобыль" и "челядь" употреблены в рассказе И.С. Тургенева?

Напишите сочинение на тему "Эпизод в рассказе "Муму", который произвёл на меня самое сильное впечатление".

Как называется помощь бедным и обездоленным людям? Приведите несколько синонимов. Какой художественный приём использует И.С. Тургенев в этом стихотворении в прозе?

Какие качества личности автора проявляются в стихотворении в прозе "Воробей"? Как вы поняли последние строки произведения? О какой любви говорит здесь писатель?

Первоначально стихотворение называлось "Детская комедия". Затем поэт изменил заглавие. Как вы думаете, почему?

Прочитайте по одной строфе из стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино", вступления к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", стихотворения Н.А. Некрасова "Тройка". Сколько стихов в каждой из прочитанных вами строф?

Как относился Л.Н. Толстой к своему родовому имению - Ясной Поляне и что вы знаете о ней? Какое впечатление произвела Москва на будущего писателя?

Как попал в плен Жилин и Костылин? Могли они избежать этого? Чем различалось поведение в плену двух офицеров? Запишите ключевые слова, которые помогут вам при ответе.

Напишите небольшое сочинение на тему "Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"?".

Какие высказывания Л.Н. Толстого показались вам наиболее близкими и интересными? Почему? Кто рассказывает историю Жилина и Костылина?

Все ли элементы фабулы есть в рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"? Найдите завязку, кульминацию и развязку в этом рассказе. Обоснуйте свои суждения. Определите основной конфликт рассказа.

Расскажите о детских годах А.П. Чехова. В чём проявились его таланты в самые ранние годы? Как характеризует Чехова помощь таганрогской библиотеке?

Вы прочитали юмористические рассказы А.П. Чехова. Как вы думаете, над чем иронизирует писатель, над чем смеётся, а в каком случае ему не до смеха?

Какие мысли А.П. Чехова о русском языке показались вам интересными, значимыми сегодня? Только ли для литераторов важны замечания писателя, его отношение к слову? А что ценно для вас?

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта