Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

1. Найдите в тексте отрывка слова, говорящие о том, что именно русские сказки вдохновили автора на создание поэмы "Руслан и Людмила".

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;

В этом отрывке автор упоминает героев всем известных русских сказок (царевну и серого волка, Бабу Ягу, Кащея) , а в заключении говорит про Русь, при этом последняя фраза "и там я был, и мед я пил" часто используется в концовках русских сказок.

2. Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке? Назовите сказки, в которых встречаются эти герои.

"Иван Царевич и серый волк", сказки про Кащея: "Царевна-Лягушка", "Марья Моревна", "Кащей Бессмертный", сказки про Бабу Ягу: "Гуси-Лебеди", "Финист ясны сокол", "Сказка о Василисе Прекрасной", "Царевна Лягушка".

3. Найдите во введении в поэму сочетания слов, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества.

песнь заводит, леший бродит, избушка на курьих ножках, царевна тужит, верно служит, ступа с Бабою-ягой, Кощей над златом чахнет, русский дух, мёд я пил.

4. Определите значение слов: дол, дядька, тужит.

Дол - долина. Обратите внимание на слово дол. Это место не совсем обычное. Это не ровное, просторное поле, где всё видно, не гора, которая открыта всем, а нечто сырое и таинственное. И мы погружаемся в атмосферу тайны. Это самое подходящее место для встречи с необычным.

дядька - слово дядька означает воевода, командующий. В произведении: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении).

тужит - однокоренное слово туга – грустит, печалится.

5. А.С. Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова, например: златая, брег, чреда, злато, которые соответствуют русским словам: золотая, берег, череда, золото. Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень. Укажите чередование гласных и согласных звуков:

Злато-золото
берег-край земли около воды
череда-пора, время
позолота-тонкий слои золота чего-нибудь
позлащенный- тоже самое позолоченный
золотить-покрывать позолотой
золотой-цвет золота
брег-берег
побережье-полоса земли вдоль морского берега
прибрежный-расположение возле берега

а) злато, позолота, позлащённый, золотить, золотой;

корень золот, чередующиеся гласные А и О, чередующиеся согласные - Щ и Т

б) брег, побережье, берег, прибрежный.

корень берег, чередующаяся гласная Е, чередующиеся согласные - Г и Ж.

6. Как вы думаете, с какой целью поэт использует старославянские слова?

Поэт использует старославянские слова так как, введение в поэму "Руслан и Людмила" написано по мотивам русских народных сказок, А.С. Пушкин хотел показать национальный колорит. Пушкин включает эти слова в свой текст, чтобы усилить ощущение старины, которое возникает у читателей.

7. Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. Обратите внимание на тот факт, что поэт выбирает, как правило, один самый яркий эпитет, что подчёркивает близость его поэмы произведениям устного народного творчества.

"златая цепь", "неведанные дорожки", "невиданные звери", "брег песчаный и пустой", "кот ученый", "бурый волк", "вод ясных", "грозного царя", "дуб зеленый".
Эпитеты – зеленый, златая, ученый, на курьих, песчаный и пустой, бурый. Старославянизмы – златая, курьих, брег, чредой переносят нас в далекое прошлое, когда жили герои сказок и поэмы «Руслан и Людмила».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта