Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

11. Внимательно перечитайте отрывки стихотворения, начинающиеся словами: "Да, были люди в наше время..." (они расположены в начале и в конце рассказа старого солдата). Это своеобразное обрамление стихотворения, представляющее как бы зачин и концовку. Найдите подтверждение этому тезису. В каком значении употреблено слово "поле"?

Слова: "Да, были люди в наше время..." являются как бы зачином и концовкой, поскольку тематика начала и конца совпадает. Автор сопоставляет прошлое и настоящее. Восхищаясь мужеством, нравственной силой, патриотизмом русских людей, он восклицает: Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Тот же самый мотив возникает в финале, который полностью повторяет вторую строфу. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Слово "поле" употреблено в значении поле боя. Автор хочет сказать, что многие погибли в битве, не вернувшись с поля боя.

12. Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: "Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат мусью!" В своём ответе покажите знание прямого и переносного значения слова. Однозначными или многозначными являются слова "друг" или "брат"?

Слова «друг» и «брат» употреблены в переносном значении. Они подчёркивают фамильярное отношение к врагу.

Слова «брат - мусью», рассказчик произносит с иронией, подчёркивая презрительное отношение к врагу. «угощу я друга»- т. е. покажу неприятелю на что способен.

13. Если мы выпишем из произведения М.Ю. Лермонтова все слова, которые использовал автор для описания битвы, то получится следующий ряд: схватки (боевые), боя, (к) бою, (в) перестрелке, (в Бородинский) бой, (таких) сражений, (русский) бой, бой (далый), (наш рукопашный) бой, бой (затеять новый). Какое слово встречается чаще всего и почему?

Чаще всего М.Ю. Лермонтов в произведении использовал слово "бой". В стихотворении описываются бои с французским врагом. Это слово передаёт нам всю важность этой битвы.

14. Выпишите из текста стихотворения сравнения. Какую роль они играют в описании сражения?

«Уж мы пойдем ломить стеною»

«французы двинулись, как тучи»

"Носились знамена, как тени"

"Земля тряслась - как наши груди"

Лермонтов использует ряд сравнений, желая подчеркнуть трудность сражения: многочисленность врага («Французы двинулись, как тучи»), стремительность происходящих действий («Носились знамена, как тени»), сходство переживаний земли с её защитниками («Земля тряслась - как наши груди»). Воины готовы пойти «стеною» (творительный сравнения). Подвиг одних является образцом для живых: «Умремте ... // Как наши братья!" Поэт гордится патриотами 1812 года, используя отрицательные сравнения («люди … // Не то, что нынешнее племя»; «Богатыри - не вы!»), хочет кинуть упрек пассивным современникам.

15. Прочитайте отрывок из стихотворения "Бородино". Найдите метафоры и объясните, какие грани изображаемых событий они усиливают в данном отрывке.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Метафры: носились знамена, огонь блестел, звучал булат, картечь визжала.
О масштабах битвы красноречиво говорит метафора «рука бойцов колоть устала»

В описании Бородинского сражения Лермонтов использовал метафоры, для того чтобы ярче показать особенности того боя, заставить читателя представить себя на поле битвы и словно увидеть происходящее своими глазами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта