Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Система персонажей повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"

Структура повести Карамзина "Бедная Лиза" необычна. Автор-рассказчик выступает одновременно и героем повествования. Причем образ героя-рассказчика не тождествен образу Карамзина-писателя. Это тоже литературный персонаж. Он наделен определенными чертами характера. Это тонкий, чувствительный, впечатлительный человек, любящий природу, интересующийся историей Отечества. Он любит гулять в окрестностях Симонова монастыря, размышлять о жизни. Вся история Лизы передана ему непосредственным участником событий, Эрастом. С ним герой-рассказчик встречается за год до его гибели. И герой-рассказчик искренне сочувствует обоим персонажам - и Лизе, и Эрасту, не осуждая их, но пытаясь понять каждого. Повесть Карамзина лишена дидактизма и морализаторства.

Авторская беспристрастность, определенная объективность обусловлена еще и тем, что за каждым из героев стоит свой культурно-литературный контекст. Так, мир Лизы - это мир пастрорали, патриархальной идиллии, природы. Это героиня чувствительная, возвышенная, утонченная, жертвенная. При этом ей свойственна рефлексия, мечтательность, способность к экзальтации чувств, ее мироощущение далеко от здорового крестьянского взгляда на вещи.

Вот как обрисовывает Карамзин внутренний мир своей героини, ее мысл: "Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: "Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом, - и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое: ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: "Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою... Мечта!" Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом". Исследователи рассматривают Лизу как традиционный сентименталистский образ, восходящий к героиням Ричардсона и Руссо.

Эраст - "герой цивилизации", человек, неудовлетворенный существующей действительностью. Вот как говорит о нем автор:"Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеяную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. <...> Он читывал, романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в частливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. "Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям", - думал он и решился - по крайней мере на время - оставить большой свет". Автор говорит об Эрасте здесь с долей иронии, тем не менее этот персонаж - предтеча героев романтизма, героев, противостоящих "большому свету", и предтеча "лишних людей" в русской реалистической литературе. Он напоминает нам и пушкинского Алеко и поэмы "Цыганы", и (в чем-то) лермонтовского Печорина, и Ивана Тимофеевича из повести Куприна "Олеся", и "блестящего барина" Паратова из драмы Островского "Бесприданница". Это достаточно сложный, противоречивый образ. Природная доброта не становится определяющей в поведении Эраста. Он эгоистичен, слаб духом, меркантилен. Лейтмотивом этого образа становятся деньги, "которые в сентиментальной литературе всегда вызывали настороженное, подозрительное и даже осудительное отношение". Так, при первом знакомстве с Лизой он покупает у нее ландыши. Перед уходом на войну, расставаясь со своей возлюбленной, он "принудил ее взять у него несколько денег". В армии Эраст "вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение". В результате ему пришлось оставить Лизу и жениться на богатой вдове. В финале вновь возникает мотив денег. Прощаясь навсегда с Лизой, Эраст дает ей сто рублей.

Характерно, что этот же мотив денег словно переходит и на образ Лизы. Прощаясь с жизнью, она посылает деньги матушке - "десять империалов". Как отмечали исследователи, идиллический мир героини постепенно разрушается вторгшимся в него героем, который изначально является чужеродным для этой среды. Разрушается и натура Лизы, эволюции подвергается и ее поведение, и ее характер. Любовь, безраздельно завладевшая ее душой, словно подавляет все ее прежние свойства, лишив ее прежней целостности и гармоничности мироощущения. Чувство Лизы меняет ее взгляд на мир, на свою семью, на собственную личность.

Таким образом, главные герои выписаны Карамзиным очень тщательно, характеры их исследованы глубоко и многосторонне (насколько это возможно в пределах культуры сентиментализма).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта