Сочинение.
Образ Ноздрева в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
В образе Ноздрева Гоголь представляет нам "лживо-нахальную
разновидность пошлости". Истоки данного образа уходят в комедии
Аристофана и Плавта, в западноевропейскую литературу. Однако много
в этом образе и чисто русского, национального. Подобный тип был
отмечен уже Пушкиным в романе с"Евгений Онегин".
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаггом)...
Основные черты характера Ноздрева
- это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность
и непредсказуемость. Гоголь замечает, что люди подобного типа всегда
"говоруны, кутилы, лихачи", в их лицах всегда видно "что-то
открытое, прямое, удалое", они отчаянные игроки, любители погулять.
Они общительны и бесцеремонны, "дружбу заведут, кажется, навек;
но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними
того же вечера на дружеской пирушке".
Раскрывая образ Ноздрева, Гоголь мастерски использует различные
художественные средства. Прежде всего, выразителен сам портрет героя.
"Эта был среднего роста, очень недурно слаженный молодец с
полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как
смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье,
казалось, так и прыскало с Лица его".
Характерно, что Ноздрев обладает привлекательной внешностью, физической
силой, он смеется" тем звонким смехом, каким заливается только
свежий, здоровый человек...". здесь в поэме возникает мотив
русского богатырства. "Историческую, фольклорную и литературную
традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов "Мертвых душ"
- русское богатырство, играющий роль положительного идеологического
полюса в поэме", - писала Е.А. Смирнова. Портретирование героев
"в свете мотива русского физического богатырства как в его
прямом, так и в травестийном смысле» было отмечено В.А. Недзвецким.
И в обрисовке Ноздрева мы наблюдаем комическое сни-жение данного
мотива. Контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен:
жизнь героя бессмысленна, "подвиги" этого "богатыря"
не идут далее карточного шулерства или драки; учиненной на ярмарке.
Сам мотив "разгулья удалого", "широкой русской души",
присутствующий у Гоголя на протяжении всего повествования, комически
снижается в образе Ноздрева, Как замечает дореволюционный исследователь,
Ноздрев это лишь "видимость широкой натуры. Он менее всего
мажет претендовать на признание его "широкой натурой":
накал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный
человек".
Характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод Посещения помещика Чичиковым.
"Ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах
состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами
и взбороненными нивами... Во многих местах их ноги выдавливали под
собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было
береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что эхо ни к
чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая
грязь". Пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика
и одновременно символизирует безалаберность, беспорядочность Ноздрева.
Так, образ жизни героя лишен какой-либо упорядоченности. Хозяйство
помещика полностью расстроено. В конюшне его пустые стойла, водяная
мельница без порхлицы, в доме беспорядок и запущенность. И только
псарня у нега в хорошем состоянии. "Среди собак Ноздрев...
совершенно как отец среди семейства", - замечает Гоголь. И
данное сравнение задает в повествовании тему "злоречия"
героя. Как замечает С. Шевырев, Ноздрев "очень похож на собаку:
без причины в одно и то же время и лает, и обгрызается,
и ласкается". Однако это сопоставление имеет и более глубокий
смысл. Здесь обыгрывается гротескный мотив, связанный «с передвижением
персонажей в ряд животных". Гоголь здесь подчеркивает неодухотворенностъ
героя, животность его существования.
Ноздрев склонен ко лжи, обманам, пустой болтовне. Он может запросто
оклеветать, оболгать человека, распустить о нем сплетню, "небылицу,
глупее которой трудно выдумать". Характерно, что ложь Ноздрева
не имеет никакой явной причины. Так, придумав историю с губернаторской
дочкой, он лжет и далее, впутывая и себя в эту историю. Причина
этого проста: "Ноздрев понимал, что мог таким образом накликать
беду, но языка никак уже не мог придержать. Впрочем, и трудно было,
потому что представились сами собою такие интересные подробности,
от которых никак нельзя отказаться...".
Склонность к обманам и плутовству проявляется в нем и во время карточной
игры. Потому игра часто заканчивается дракой: "поколачивали
его сапогами или же задавали передержку его густым и очень хорошим
бакенбардам...". Характер героя, его интересы и образ жизни
отражены и в интерьере его дома. В кабинете Ноздрева нет книг и
бумаг, зато висят сабли, ружья, турецкие кинжалы и трубки разного
рода - "деревянные, глинянье, пенковые, обкуренные и необкуренные,
обтянутые замшей и необтянутые". В этом интерьере символичен
один предмет - шарманка, в которой есть "одна дудка, очень
бойкая, никак не хотевшая угомониться". Эта выразительная деталь
символизирует характер героя, его неугомонность, неуемную энергию.
Ноздрев необыкновенно "активен", энергичен, юркость и
бойкость характера толкают его на новые и новые "предприятия".
Так, он обожает меняться: ружье, собака, лошади - все в миг становится
предметом обмена. Если у него появляются деньги, то на ярмарке он
тут же накупает "всякой всячины": хомутов, курительных
свечек, изюму, табаку, пистолетов, селедок, картин, горшков и т.
п. Характерно, что в этот ряд входят разнородные предметы - так
Гоголь символически подчеркивает "многосторонность интересов"
Ноздрева, его готовность с ходу включиться в любое предприятие.
Однако приобретенные вещи редко довозятся до дому: в этот же день
он может все проиграть.
Ноздрев очень последователен в своем поведении и во время купли-продажи
мертвых душ. Он тут же пытается продать Чичикову жеребца, собак,
шарманку, потом затевает обмен бричками, игру в шашки. Заметив плутовство
Ноздрева, Чичиков отказывается играть. И далее «исторический» человек
учиняет скандал, драку, и только появление в даме капитана-исправника
спасает Чичикова.
Как замечает Л.И. Еремина, в этой сцене Гоголь использует развернутые
сравнения, которые образуют целый "сопоставительный комплекс",
когда параллельно основному сюжетному действию в поэме "разворачивается
картина, привлеченная для сопоставления". Так, нападающий на
Чичикова Ноздрев сравнивается с отчаянным поручиком, "которого
взбалмошная храбрость уже приобрела такую известность, что дается
нарочный приказ держать его за руки изо время горячих дел".
И далее Гоголь рисует картину приступа поручиком неприступной крепости.
Под неприступной крепостью здесь подразумевается Чичиков, который,
однако, совсем не похож на неприступную крепость.
Характерна и речь Ноздрева, его манеры. Он разговаривает громко,
эмоционально, часто вскрикивая. Речь его очень пестрая и разнообразная
по своему составу.
Кроме того, стоит отметить статичность данного образа. Гоголь дает
характер Ноздрева уже сложившимся, готовым, предыстория этого характера
для читателя закрыта, на протяжении повествования с героем не происходит
каких-либо внутренних изменений. Однако, как замечает К. Аксаков,
такая «неподвижность» образа естественна для эпического произведения.
Таким образом, созданный Гоголем характер - хвастуна, болтуна, лихача,
кутилы, игрока, дебошира и спорщика, любителя выпить и присочинить
что-то - колоритен и легко узнаваем. Гоголь строит образ, выдвигая
на первый план лейтмотив личности героя, его характерные черты,
а затем, используя прием гиперболы, максимально заостряет эти черты,
приближая их к читателю. Ноздрев у Гоголя типичен, и вместе с тем,
благодаря ряду деталей, особых мелочей, писатель сумел очертить
его индивидуальность. Портрет, пейзаж, интерьер - все компоненты
композиции в поэме в определенном смысле демонстративны, даны в
единой смысловой тональности, подчинены наиболее полному раскрытию
образа Ноздрева.