Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Тема Любви в романе И.А. Гончарова «Обломов»


В романе «Обломов» жизнь все время как будто испытывает главного героя, искушает его различными «соблазнами» - светскими забавами, успешной карьерой, лучом писательской славы. На главное испытание Обломова - это любовь. Обломов мечтателен и поэтичен, он мечтает о любви. Однако Илья Ильич жаждет испытать лишь теплоту любви, не испытывая ее тревог. Идеальная любовь в понимании - это покой, поэзия, мечтательность. Идеальная - это не роковая, страстная любовница, а нежная, стыдливая, кроткая жена, в сердце которой - вечное и ровное чувство. Но вместе с тем она должна быть целомудренна, ей должен быть чужд расчет, интриги. Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, в душе его зарождается сильное, искреннее чувство. Однако счастью героев не суждено сбыться. Основную причину этого обычно видят в душевном складе Обломова, в его инертности, равнодушии к жизни. Однако подлинные причины трагического финала этой любви лежат гораздо глубже. Ольга Ильинская не отвечает «идеалу» Обломова. Она умна, порой язвительна, саркастична, импульсивна, порывиста, самостоятельна. Она в состоянии принять решение и достичь намеченной цели. Есть в ее характере и определенная рассудочность, исключающая поэзию и впечатлительность. Все это вносит определенный диссонанс в отношения героев, и чуткая душа Обломова улавливает это. Любовь становится для него «претрудной школой жизни». Так, Ольга уверена в чувствах и «честных намерениях» Ильи уже в самом начале романа с ним. Когда Обломав, преодолевая свае волнение, предлагает ей руку и сердце, она остается спокойной, «потому что давно предвидела это и привыкла к мысли». И здесь Илья впервые начинает сомневаться в ее чувствах. «У него шевельнулась странная мысль. Она смотрела на него со спокойной гордостью и твердо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твердости, а слез, страсти, охмеляющего счастья, хоть на минуту, а потом уже пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя! И вдруг ни порывистых слез от неожиданного счастья, ни стыдливого согласия! Как это понять! В сердце у него проснулась и завозилась змея сомнения.,.» обломов мечтает о свадьбе, о венчании в церкви. Он делится своими мечтами с Ольгой, однако она сразу же «возвращает его на землю», напоминая о необходимости оформления нужных бумаг, письма Штальцу и поискав квартиры. «Что это такое? - печально думал Обломов, - ни продолжительного шепота, ни таинственного уговора слить обе жизни в одну! Все как-то иначе, по-другому. Какая странная эта Ольга! Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раздумье! Сейчас и поезжай в палату, на квартиру - точно Андрей! Что это все они как будто сговорились торопиться жить!»
Все дела в том, что в Ольге чересчур много рациональности и здравого смысла; что и явилось залогом ее будущего союза со Штольцем. И в этом отношении образ Ольги Ильинской - образ новый, оригинальный для русской литературы. «Долгое рабство русских заключенниц, материнство с болезнями, но без радости, и в виде единственного утешения церковь - вот на какай почве выросли русские: Елены, Лизы, Марианны; их девиз пострадать, послужить, пожертвовать собой!.. Ольга - мессионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга. Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг», - замечает И. Анненский. Однако какова же сама эта любовь героини, которую она сравнивает с жизнью? Прежде всего, в чувстве Ольги сказывается «бессознательная потребность любить». Обломов угадал и почувствовал это своей нежной, восприимчивой душой. Именно так он обозначает чувства Ольги в своем письме. И сами сомнения героя в возможности его счастья не являются следствием лени или низкой самооценки. Обломов умен, по-своему опытен, он чувствует ситуацию гораздо глубже, тоньше, чем Ольга. Поэтому его предчувствия не случайны. Интерес Ольги подогревается и ее самолюбием, честолюбивыми мечтами. Ее увлекает роль «путеводной звезды». «Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета, считала это уроком, назначенным свыше». Таким образом, любовь здесь движима жаждой счастья (столь естественной для юной Барышни), самоутверждения и честолюбием. Есть здесь и неосознанное желание героини обрести значительность в собственных глазах, желание серьезного отношения к ней Штольца, его похвалы и одобрения. Ольга мечтает о чудесном преображении Обломова, ни на минуту не забывая, что она, «такая робкая и молчаливая, которой до сих пор никто не слушался», будет виновницей этого чудесного превращения Ильи. «...Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только того Обломова, которого она надеется сотворить своими собственными рунами», - замечает Н.К. Михайловский.
Однако «чудесного превращения» не происходит. И причина здесь не только в характере Обломова. Как замечает А.В. Дружинин, «усилия Андрея и Ольги к пробуждению его апатии остались без успеха; но из этого еще далеко не следует, чтобы другие люди при других условиях не могли подвигнуть Обломова на мысль и благое дело». Возможно, если б герой встретил живое воплощение своего женского идеала, его чувства были бы совсем иными. Здесь же Обломов живет с несвойственной ему оглядкой. Его бедность, проблемы с имением, отсутствие квартиры — все становится для него непреодолимым препятствием, потому что он начинает смотреть на жизнь глазами Ольги. Но все события эти не столь значимы в глазах самого Ильи Ильича. И эти различия героев — характера, душевного склада, восприятии жизни — все это и становится истинной причиной их расставания. Обломов чувствует, что эти отношения не дадут им счастья. Как замечает И. Анненский, гармония любви в романе «мелькнула всего на два мгновения — в Саsta diva и в сиреневой ветке», а далее скучная проза вошла в отношения героев - Обломова постоянно «посылают та за двойными звездами, то за театральными билетами, и он, кряхтя, несет иго романа». Критик отмечает, что каждый из героев живет сложной внутренней жизнью, но совершенно независима друг от друга. Жизнь для Обломова — это не только любовь. Личностный потенциал героя гораздо шире того, что может предложить ему семейная идиллия. Ольга же, мечтая возродить Обломова, фактически погружает его в ту же «тину мелочей».
И если Ольга не осознает этого, то это интуитивно чувствует Обломов. Ведь Ольга Ильинская не являлась воплощением его идеала. Характерно, что брак ее со Штольцем так же не столь гармоничен, как это кажется на первый взгляд. И Штольц также не может дать ей полноты счастья, до конца удовлетворить ее пытливый, ищущий ум, беспокойную, деятельную натуру. Ольга скорее смиряется со своей судьбой и убеждает, себя в ограниченности человеческих возможностей. Сам образ жизни супругов Штольцев не многим отличается от обломовского, «Снаружи и у них делалось все как у других. Вставали они хотя не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой... как все, как мечтал и Обломов,.. Только не было дремоты, уныния у них; без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, снова, разговор не кончался у них, бывал часто жарок».
Идеал женщины сформировался у героя в далеком детстве, в милой его сердцу Обломовке. И поэтому он остается в доме Агафьи Пшеницыной, воплощающей хотя бы одну сторону этого идеала. Какова же роль этой героини в жизни Обломова? Оценка критиков была противоречивой. Так, А.В. Дружинин называет эту героиню «злым ангелом» Обломова. «Агафья Матвеевна, тихая, преданная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно загубила его вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввернула его в зияющую пучину на миг оставленной обломовщины, но этой женщине все будет прощено за то, что она много любила», - пишет критик. Думается, подобная оценка героини не совсем верна. Агафья Пшеницына не загубила Обломова, но и не дала ему всей полноты счастья. В. Сквозников пишет: «для одного человека она создала подобие счастья, по размерам оставшихся в нем жизненных сил; она дала Обломову возможность умереть в той тишине, ради которой он так упорно враждовал с живой жизнью». В любви этой не было, быть может, идеальной гармонии, той поэзии, о которой герой мечтал в разговорах со Штольцем, но было бескорыстие и безграничная преданность, мечты, радость - все это в пределах маленького, тихого домика на Выборгской стороне.
Таким образам, идеальная любовь в романе Гончарова -это несбыточный сон. Он не мог сбыться в жизни героя, так как «для него достижение идеала вовсе не цель жизни, для него это любимая мечта; борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту». Обломов же всегда и во всем остается верен себе. В этом целостность и гармоничность личности героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта