Сочинение.
Стихотворение «Когда волнуется Желтеющая Нива…»
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Когда
волнуется желтеющая нива...» было написано Лермонтовым в феврале
1837 г. В тот период поэт находился под арестом в здании Петербургского
Главного штаба за написание стихотворения «Смерть поэта». У него
не было ни чернил, ни пера, ни бумаги. По воспоминаниям А.П. Шан-Гирея,
Лермонтов «велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках,
с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько пьес...».
Среди них было и стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...».
Стихотворение относится к пейзажной лирике с элементами философской
медитации. Жанр — пейзажная миниатюра. По своей форме оно представляет
собой монолог лирического героя, построенный в виде сложноподчиненного
предложения-периода. В стихотворении присутствуют черты романтического
стиля.
Пейзаж Лермонтова во многом условен, символичен. Критики отмечали
смешение времен года в описании природы в стихотворении. Так, «желтеющая
нива» и «малиновая слива» напоминают нам об осени; «ландыш серебристый»
- о весне; «студеный ключ» не вызывает у читателей каких-либо точных
ассоциаций. При этом поэт использует прием олицетворения, природа
у него одушевлена: «малиновая слива» «прячется в саду», «ландыш
серебристый» «приветливо кивает головой», «студеный ключ» «лепечет...
таинственную сагу». И если в первой строфе лирический герой лишь
молча любуется красотой природы, то далее он вступает в непосредственное
общение с ней: «ландыш» кивает ему головой, «студеный ключ» рассказывает
«про мирный край, откуда мчится он». Четкие пейзажные краски первых
строф здесь становятся неясными, ускользающими, меняется характер
эпитетов: «смутный сон», «таинственная сага», «мирный край». «Так,
первоначальная ясность переходит в таинственную смутность, дематериализация
завершена, кульминация достигнута», — замечает М.Л. Гаспаров.
Художественное пространство стихотворения то приближается к читателю,
то удаляется от него. Так, в первой строфе дана широкая пейзажная
панорама: мы видим поле, лес, сад. Во второй строфе речь, очевидно,
идет о лесе, однако крупным планом обрисован лишь «ландыш серебристый».
Но затем пространство вновь расширяется: «студеный ключ играет по
оврагу», напоминая герою об иных краях. И в финале стихотворения
художественное пространство становится бесконечным, охватывая землю
и небеса.
Лирический герой этого стихотворения - бесконечно одинокий человек,
несчастливый, страдающий от жизненных невзгод, не нашедший единения
с людьми. Но это единение он обретает в мире природы. Созерцание
ее порождает в нем чувство смирения, которое переходит в своеобразное
откровение, озарение, веру. Так, внешнее становится внутренним:
ключ (символ очищения) словно проникает в глубину души лирического
героя, и душа его откликается на этот зов. «Счастье на земле и чувство
любви к Богу оказываются тесно связанными. <...> Разум связан
с землей, а душа связана с Богом», - отмечали исследователи. Чувство
природы у Лермонтова сродни религиозному экстазу, природа для него
- это лик, символ Бога на земле.
Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая
часть — картины природы, данные в восприятии лирического героя.
Вторая часть погружение его в мир собственной души.
Стихотворение написано катренами, рифмовка - перекрестная и кольцевая.
Первая строфа написана шестистопным ямбом, во второй и третьей чередуются
шестистопный и пятистопный, последняя вновь возвращается к шестистопному
ямбу, но последняя строка укорочена (использован четырехстопный
ямб). Поэт использует различные средства художественной выразительности:
олицетворение («ландыш серебристый Приветливо кивает головой»),
эпитет («румяным вечером», («в час златой», «смутный сон»), анафору
(«И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога...»),
синтаксический параллелизм («Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе»), В произведении использована
нейтральная лексика, старославянизмы («златой», «на челе»), поэтические
слова и выражения («сага», «под тенью сладостной»). Стихотворение
является шедевром лирики Лермонтова. Мы можем рассматривать его
в контексте таких произведений, как стихотворения «Молитва» («В
минуту жизни трудную ...» ), «Ветка Палестины».