Сочинение.
Стихотворение «Парус» Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Парус» было написано
М.Ю. Лермонтовым в 1832 году. В это время Лермонтов был исключен
из Московского университета и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков
и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Во время прогулок у Финского
залива родились строки этого стихотворения, о чем поэт написал М.А.
Лопухиной. Впервые «Парус» был опубликован в журнале «Отечественные
записки» в 1841 г.
Образ белеющего паруса был распространен в романтической литературе.
Отметим, что он восходит к поэме А. Бестужева-Марлинского «Андрей
— князь Переяславский». С написанием стихотворения Лермонтова образ
паруса в литературоведении стал считаться символом свободы и борьбы.
Стихотворение относится к философской лирике, в нем присутствует
символический пейзаж. Жанр его - лирическая новелла, стиль - романтический.
С точки зрения композиции в стихотворении выделяются три части (построфно).
В первой части мы видим великолепный пейзаж:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Картина эта, созданная с помощью ярких красок, характерного эпитета
(«одинокий»), будит воображение читателя. И интригуя его далее,
лирический герой задается вопросом о таинственной судьбе паруса:
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Исследователи отмечали, что образ паруса у Лермонтова ассоциируется
с образом лирического героя, образ моря же - с жизнью, ее бедствиями,
волнениями, перипетиями. В первой части стихотворения эти образы
антитетичны. Природа здесь тихая, умиротворенная, картина эта лишена
динамики, какого-либо движения. И напротив, парус, олицетворяющий
лирического героя, дан в движении, в поиске, переданном глаголами
действия («ищет», «кинул»). Вероятно, герой пытается обрести здесь
определенную душевную гармонию. Во второй части стихотворения природа
дана уже в движении, в активном действии («играют волны», «ветер
свищет»). Теперь она соответствует настроению и порывам героя («мачта
гнется и скрипит»). И он здесь приоткрывает нам тайну своей души,
частично отвечая на вопрос, поставленный в первой части:
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Мы начинаем понимать, что лирический герой стремится обрести некий
все время ускользающий от него идеал жизни. В чем же он состоит?
На этот вопрос он отвечает в третьей части стихотворения. Третья
строфа вновь возвращает потерянную в природе гармонию. Картина лазурного
моря и золотого солнца здесь прекрасна, она воплощает собой радость
жизни, все многообразие ее. Однако парус у Лермонтова жаждет «бури»:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
В этой части «мятежный» лирический герой уже полностью раскрывается
перед читателем, утверждая ценность собственного представления о
счастье. Исследователи отмечали, что душа его жаждет вобрать в себя
несоединимое - «покой» и «бурю», две полярные стороны романтического
идеала. Только достижение этого идеала способно восстановить в душе
лирического героя утраченную гармонию. Но здесь в душе лирического
героя появляется некоторая обреченность, т. к. он сам сознает недостижимость
своей мечты. И финальный восклицательный знак придает стихам налет
драматизма.
Таким образом, стихотворение насыщено антитезами: буря и покой,
«страна далекая» и «родной край», потери и поиск. Эта антитетичность
призвана обозначить противоречивость, сложность внутреннего облика
лирического героя. Лермонтов подчеркивает это в тексте с помощью
многоточий. Стоит отметить, что аналогичную проблематику мы встречаем
в стихотворении Н. Языкова «Пловец», лирический герой которого хочет
обрести блаженный покой через бурю.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка
перекрестная. Поэт использует различные средства художественной
выразительности: эпитет («луч солнца золотой»), инверсию («В тумане
моря голубом»), анафору и синтаксический параллелизм («Что ищет
он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»), метафору («он
счастия не ищет»), оксюморон («в бурях есть покой»). В произведении
используется нейтральная лексика, устаревшая словоформа («одинокой»),
диалектизм («скрыпит»). Стихотворение «Парус» - характерный образец
романтичесой, и лирической новеллы в творчестве Лермонтова. Ведущие
мотивы произведения - одиночества, побега, счастья, покоя и бури
- мы встречаем во многих стихотворениях поэта, в его поэмах, в романе
«Герой нашего времени».