Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Образ Евгения Онегина в одноименном романе А.С. Пушкина

Достоевский заметил, что в романе «Евгений Онегин» Пушкин «самым метким, самым прозорливым образом отметил самую глубь нашей сути», создав образ «русского скитальца», бесприютной, несчастливой души. Онегин - петербургский герой, дитя европейской культуры и цивилизации. Он воспитан французом-гувернером, читает лорда Байрона, деревенский кабинет его украшает «столбик с куклою чугунной» - статуэтка Наполеона. В начале романа герой предстает перед нами как обыкновенный столичный денди. Образ жизни Онегина, его занятия, интересы, увлечения - все это не выходит за рамки обыденной светской жизни. Балы, театр, прогулки на бульваре, интриги, романы и флирт - это все, что занимает ум и сердце юного философа. Жизнь его пестра и насыщенна, полна «блистательных побед», «вседневных наслаждений», но счастлив ли Онегин? На этот вопрос Пушкин отвечает: нет. Светская суета, балы, друзья и дружба, «кокетки записные» - все это быстро наскучило герою.
Короче: русская хандра
им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Отвернувшись от общества, Онегин погружается в себя. Он пробует занять себя творчеством, но у него ничего не выходит: «труд упорный Ему был тошен». Пробует читать книги, но его опять ждет разочарование. И здесь Пушкин открывает в герое не типические, а индивидуальные черты, подчеркивает его оригинальность, своеобразие характера: «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум». Онегин уже не похож на обыкновенного светского повесу - «условий света свергнув бремя», он сознательно выбирает одиночество:
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
Исследователи отмечали, что затворничество Онегина в Петербурге и в деревне - это его негласный конфликт с обществом, своеобразный протест против пустоты светской жизни, духовных догм, подавляющих индивидуально-личностное начало в человеке. Скука, тоска пушкинского героя - это жажда природной гармонии, это острая духовная неудовлетворенность, неудовлетворенность русской души. Это вечная тоска ее по чему-то истинному, настоящему.
Как замечает В. Непомнящий, в основе жизни Онегина - пришедшая с Запада «философия потребления мира человеком», когда человек приравнен к Богу. В основе же русского православного сознания всегда было смирение, добро, милосердие и любовь к ближнему. Русское сознание, воспринявшее и европейскую культуру, и образ жизни, и образ мысли, сразу же лишилось всех основ своих.
И тем не менее пушкинский герой не похож на героев Байрона, это чисто русский тип. Как замечает А. Григорьев, «мрачный сплин и язвительный. Скептицизм Чайльд-Гарольда заменился в лице Онегина хандрою от праздности, тоскою человека, который внутри себя проще, лучше и добрее своих идеалов, который наделен критическою способностию здорового русского смысла.. .». И в этом, думается, основной конфликт героя. В Онегине идет постоянная борьба между собственной натурой и усвоенной им жизненной философией, блужданием в лабиринте поведенческих стереотипов.
Именно «идеалы» героя породили в нем чувство превосходства над окружающими, презрение к людям и чувство особого доверия к себе самому, собственной интуиции, уму, внутреннему голосу «Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей», - мимоходом замечает Пушкин. И далее читаем:
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Волей судьбы Онегин попадает в деревню, и «перемена мест» порождает в нем надежду на изменение жизни. Здесь у Пушкина ощутим романтический мотив - бегство героя из мира цивилизации в мир природы. Также в поэме мы чувствуем противопоставление этик двух миров, за которыми стоят Онегин и Татьяна. Одним из первых мотив этот в пушкинском романе заметил Герцен: «Цивилизация нас губит, сбивает с пути... заставляет переходить от чудачества к разгулу, без сожаления растрачивать наше состояние, наше сердце, нашу юность... Мы занимаемся всем: музыкой, философией, любовью, военным искусством, мистицизмом, чтобы только рассеяться, чтобы забыть об угнетающей нас огромной пустоте».
Но надеждам героя не суждено сбыться: ему по-прежнему нечем заняться. К природе он равнодушен, хозяйство и обычная жизнь помещика его не прельщают, интересы соседей, их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» кажутся ему пошлыми и бессодержательными. Он знакомится с Татьяной, она влюбляется в него, казалось бы, «счастье гак близко...», но он не допускает самой возможности его.
Противоречивость натуры Онегина, внутренний конфликт особенно отчетливо проявляется в его отношениях с Татьяной. Эта героиня в романе олицетворяет собой ту цельность мира, то истинное, подлинное, к чему так тянется его душа. И Онегин уже заметил ее, выделил из всех, указав Ленскому на ее оригинальность и поэтичность. Исследователи отмечали, что его любовь зародилась не вдруг, не в одночасье в момент неожиданной встречи с Татьяной в Петербурге.
Нет, отношения Онегина с Татьяной завязываются уже во время первой встречи, он допускает саму возможность их в разговоре с Ленским. Однако чувства Онегина здесь сталкиваются с моралью, признающей несообразность (а в чем-то даже и пошлость) для него обычного семейного счастья. Скептик и индивидуалист, превыше всего он ставит личную независимость, недавно обретенную им свободу от страстей, от общества в целом. «Как! он, перегоревший в страстях, изведавший жизнь и людей, еще кипевший какими-то самому ему неясными стремлениями, - он, которого могло занять и наполнить только что-нибудь такое, что могло бы выдержать его собственную иронию, - он увлекся младенческой любовью девочки-мечтательницы, которая смотрела на жизнь, как он уже не мог смотреть... И что же сулила ему в будущем эта любовь?» - так объяснял поведение Онегина Белинский.
Оба героя (и Онегин, и Татьяна) здесь еще очень далеки от постижения внутреннего мира друг друга. Как Евгений не разгадал натуру Татьяны, увидев в ней лишь мечтательную провинциальную барышню, так и она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть», отождествляя Онегина с героями писателей-романтиков.
И герой совершает трагическую ошибку, «о которой впоследствии будет горько сожалеть. При всей своей проницательности он не смог оценить истинный масштаб личности Татьяны, не увидел, что перед ним редкостная, «гениальная натура»... Он не ощутил... сколь глубоким, сильным и трагическим было чувство Татьяны... не почувствовал, что безответная страсть поставит героиню на край гибели... Главное же - он не угадал, что любовь Татьяны - это дар судьбы, редкое счастье, ради которого стоило попытаться изменить свой образ жизни, привычки, планы на будущее».
Не выдержал герой и испытания дружбой. Онегин и Ленский были слишком «различны меж собой», для того чтобы сосуществовать вместе. Непосредственным же поводом к ссоре послужили именины в доме Лариных, куда Ленский пригласил Онегина. Исследователи отмечали, что герой вновь попал в то общество, общения с которым он старался избежать. Тамбовский поэт «мосье Трике», «ротный командир», «уездный франтик Петушков», «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», «Скотинины, чета седая», «отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут» - все эти люди в глазах Онегина, аристократа и светского денди, выглядели просто сбродом, он, вероятно, считал для себя оскорбительным свое вынужденное общение с ними. Кроме того, Татьяна при виде его едва не упала в обморок. Как отмечали исследователи, «эта «трагинервическая» сцена показалась ему пошлой и провинциальной». Именно поэтому Онегин «Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить».
Однако и поведение юного поэта здесь было неадекватным. Флирт Ольги с Онегиным, танец он расценил как хитрость и измену, ведущую героиню к гибели. Исходом же этой ситуации явилась дуэль. Соблюдая светский кодекс чести, Онегин убивает своего друга на поединке. Исследователи отмечали, что он не хотел смерти Ленского, винил «себя во многом»:
Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячикам предрассуждениы,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и умом.
Однако натура Онегина вновь оказалась в плену стереотипов светского поведения. Мы понимаем, что внешняя свобода не помогла ему обрести свободу внутреннюю. Сам герой воспринимает эту дуэль как убийство и тяжело переживает случившееся - «окровавленная тень друга ему являлась каждый день». Покинув свое селение, Евгений отправляется в путешествие, но и в этом он не находит для себя спасения. Неприятие жизни доходит в нем до крайности, Онегин не принимает уже и самого себя:
Питая горьки размышленья,
Среди печальной их семьи,
Онегин взором сожаленья
Глядел на дымные струи
И мыслил, грустью отуманен:
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Зачет, как тульский заседатель,
Я не лежу в параличе?
Зачет не чувствую в плече
Хоть ревматизма? - Ах, создатель!
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? Тоска, тоска!..
« Вот оно, страдание истинное, без котурна, без ходуль, без драпировки, без фраз, страдание, которое часто не отнимает ни сна, ни аппетита, ни здоровья, но которое тем ужаснее ! .. Спать ночью, зевать днем, видеть, что все из чего-то хлопочут, чем-то заняты: один - деньгами, другой - женитьбою, третий - болезнию, четвертый - нуждою и кровавым
потом работы, - видеть вокруг себя и веселье и печаль, и смех, и слезы, видеть все это и чувствовать себя чуждым всему этому, подобно Вечному жиду... это страдание, не всем понятное, но оного не меньше страшное...» - писал Белинский.
Убийство Ленского становится для Онегина огромным нравственным испытанием. Лишь раскаявшись и осознав собственную неправоту, он смог обрести возможность подлинной, живой жизни, стать ее полноправным участником, а не зрителем, который снисходительно-лениво, с изрядпой долей презрения взирает на все происходящее вокруг. Встретив в Петербурге Татьяну, ставшую равнодушною княгиней, «законодательницей зал», Онегин поражается своему впечатлению, тому, что шевельнулось в его душе:
Он оставляет раут тесный,
Долгой задумчив едет он:
Мечтой то грустной, то прелестной
Его встревожен поздний сан.
Он, быть может, впервые открывает в душе своей истинную любовь - не увлечение, не светский флирт, не пылкую влюбленность юнца - но чувство зрелого мужчины, уже ничего не ждавшего от жизни. Онегин поражен не только силой и очарованием внезапного чувства - он поражен свойствами собственной души, своей жаждой любви и счастья. Это чувство для героя - дважды откровение. Именно поэтому Онегин так упрям, «отстать не хочет», «за нею гонится как тень». Горечь и неподдельная искренность звучат в каждой строчке его письма Татьяне:
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.
Однако в поведении героя не только чувство трагической безысходности, определяющее ценность его любви. Исследователи отмечали, что досада и суетность имели место в этой скоропалительной страсти. Духовное обновление лишь пробудило самоосознание чувств Онегина, не изменив, однако, сущности его натуры. В основе его поступков - все тот же эгоизм, который управлял доселе всеми поступками его. Как точно замечает М. Лазукова, чувства Онегина оборачиваются «эгоцентризмом, неуважением к личности другого, к воле другого, неуважением к «теперь», «приятие мира Онегиным - приятие для себя». Однако теперь ситуация изменилась: Татьяна замужем, и узы брака для нее святы. Любовь Онегина, его преследования, письма - все это оскорбляет ее, вызывает в душе ее гнев, недоумение: она не слишком верит в искренность Евгения. В финале романа она преподносит Онегину свой «урок»:
... колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам...
Чистота и цельность натуры Татьяны несовместимы с ложью и обманом: она по-прежнему любит Онегина, однако теперь счастье героев невозможно.
Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом», эгоистом поневоле», так как светская жизнь развила в нем эти качества, не дав реализоваться природным задаткам его. Герцен, Достоевский, Мережковский утверждали пагубное влияние на пушкинского героя цивилизации. Однако Пушкин, мотивируя характер Онегина «типическими обстоятельствами», требует от своего героя большего, прежде всего, честности в отношениях с самим собой, великодушия, сердечности. И в этом смысле ««Евгений Онегин» - подлинный «акт сознания для русского общества, великий шаг вперед для него» .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта