Сочинение.
Психологизм романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Известно замечание
Тургенева о том, что писатель должен быть «психологом, но тайным:
он должен знать и чувствовать корни явлений, на представляет только
самые явления - в их расцвете и увядании». Как замечает Г Б. Курляндская,
Тургенев резко выступал против психологизации, против раздробления
характера, против мелочного анализа душевной жизни. В его романах
мы не встречаем больших внутренних монологов, описаний чувств, мыслей
героя. Стиль Тургенева сродни пушкинскому: чувства и переживания
героев завуалированы, внутренняя жизнь и характеры обозначаются
через поступки, диалоги, авторские комментарии к речи героев, через
портреты и пейзажи.
Попробуем рассмотреть особенности «старой манеры».Тургенева в романе
«Отцы и дети». В начале романа писатель, например, неоднократно
подчеркивает неестественность поведения Аркадия, неискренность его
убеждений, его подражание Базарову, желание казаться современным,
«прогрессивным» человеком.
Так, по дороге в Марьино молодой человек начинает восхищаться чудной
природой, но, как будто вспомнив что-то, умолкает. Когда Николай
Петрович начинает читать вслух Пушкина, Аркадий слушает хотя и «не
без некоторого изумления, но и не без сочувствия».
Обсуждая отношения отца с Фенечкой, он чувствует себя снисходительным
и великодушным человеком, с широкими, демократическими взглядами.
Заметив смущение Николая Петровича, Аркадий ощущает какое-то тайное
превосходство. здесь в авторском комментарии приоткрываются непосредственно
мысли и чувства героя. «Полно, папаша, полно, сделай одолжение!
- Аркадий ласково улыбнулся. "В чем извиняется!" - подумал
он про себя, и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому
отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило
его душу. - Перестань, пожалуйста, - повторил он еще раз, невольно
наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы».
В другом месте Тургенев снова комментирует речь героя, открывая
читателям тайное желание Аркадия казаться человеком современных
взглядов. «Напрасно ж она стыдится. Во-первых, тебе известен мой
образ мыслей (Аркадию очень было приятно произнести эти слова),
а во-вторых — захочу ли я хоть на волос стеснять твою жизнь, твои
привычки?.. Голос Аркадия дрожал сначала: он чувствовал себя великодушным,
однако в то же время понимал, что читает нечто вроде наставления
своему отцу; но звук собственных речей сильно действует на человека,
и Аркадий произнес последние слова твердо, даже с эффектом». На
самом же деле «великодушие» сына по отношению к отцу оборачивается
бестактностью: Николай Петрович смутно понимает, что «едва ли не
большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался
этого дела».
Приехав в родной дом после длительного отсутствия, немного стесняясь
Базарова, Аркадий хочет казаться взрослым мужчиной. Именно поэтому
он излишне развязен. В поведении героя Тургенев подмечает ту неловкость,
«которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только
что перестал быть ребенком и возвратился в место, где привыкли видеть
и считать его ребенком». И далее читаем: «Он без нужды растягивал
свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом
«отец», произнесенным, правда, сквозь зубы; с излишней развязностью
налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и
выпил все вино».
Подражая приятелю, Аркадий хочет казаться рациональным, сухим материалистом.
Однако натура его — мягкость, доброта, мечтательность — берет свое,
его коробит от замечаний Базарова, он часто не согласен с ним и
неоднократно вступает в спор. В конце романа Аркадий окончательно
расходится с. Базаровым и становится самим собой: женившись на Кате
Одинцовой, молодой Кирсанов становится хорошим, дельным помещиком.
Скрытый психологизм Тургенева ощутим и в описании Павла Петровича
Кирсанова. В самом начале романа писатель рассказывает о несчастной
любви Павла Петровича. После расставания с княгиней Р Кирсанов ведет
тихую, уединенную жизнь в поместье, чувства его как будто уснули,
он скрытен, сдержан, рационален. В жизни его нет больше никаких
ярких событий, новых впечатлений. Сам автор называет его «мертвецам».
Мы уже думаем, что Павел Петрович живет лишь прошлым, что какие-либо
чувства ему недоступны. Однако, внимательно проанализировав поведение
героя, мы открываем для себя нечто иное - оказывается, Кирсанов
тайно любит Фенечку. Просто так, без особой причины порой он заходит
в ее скромную, маленькую комнатку, разговаривает с ней. После этого
Павел Петрович возвращается в свой красивый, изящный кабинет. Тургенев
в этой сцене никак не обозначает чувства героя, однако «многозначительно»
описывает его поведение, позволяя читателям сделать собственные
выводы. «Он бросился на диван, заложил руки за голову и остался
недвижим, почти с отчаянием глядя в потолок. Захотел ли он скрыть
от самых стен, что у него происходило на лице, по другой ли какой
причине, только он встал, отстегнул тяжелые занавески окон и опять
бросился на диван». Средством психологической характеристики героев
у Тургенева нередко служат портреты и пейзажи. Так, портреты Павла
Петровича, Базарова, Одинцовой приоткрывают нам внутренний облик
героев. Пейзажи, данные в восприятии Аркадия и Николая Петровича,
подчеркивают мягкость и сентиментальность этих персонажей.
Внутренний мир Базарова Тургенев передает не только через портрет,
но и через диалоги, через описание поведения героя. И многое в этом
поведении настораживает. Так, «совершенная развязность, грубость,
дерзость» Базарова идет вразрез с его уверенностью в собственной
правоте. Как замечает А И. Незеленов, отрицание Базарова - «какое-то
напряженное, искусственное и насильственное», крайняя резкость его
нападок заставляет сомневаться в подлинности его чувств.
Сама агрессивность, резкость поведения Базарова обусловлена особой
сложностью его натуры. Это не что иное, как бессознательная адаптация
к внешнему миру человека чувствительного и уязвимого. «Эта злоба
не есть выражение нарушенного эгоизма или оскорбленного себялюбия,
она есть выражение страдания, томление, производимое отсутствием
любви. Несмотря на все свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям.
Если эта жажда проявляется злобою, то такая злоба составляет только
оборотную сторону любви», - писал Н. Н. Страхов'. Все эти потаенные
чувства Базарова обнажаются в его отношениях с Одинцовой. Анна Сергеевна
сразу же произвела на него сильное впечатление: при первом знакомстве
с ней Базаров «сконфузился» и сам почувствовал это. «,,Вот тебе
раз! бабы испугался!" - подумал он и, развалясь в кресле не
хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно...» Говорил Базаров
много и занимательно, явно стараясь занять свою собеседницу.
Когда на следующий день Евгений Васильевич и Анна Сергеевна возвращались
с прогулки, то они встретили Аркадия. И далее читаем: «Базаров шел
сзади ее, самоуверенно и небрежно, как всегда, но выражение его
лица, хотя и веселое и даже ласковое, не понравилось Аркадию. Пробормотав
сквозь зубы: «Здравствуй!» - Базаров отправился к себе в комнату...
«Здравствуй, - подумал Аркадий. - Разве мы не виделись сегодня?»
Затем от тонких намеков, мимолетных замечаний Тургенев переходит
к открытому описанию душевного состояния героя. У читателя больше
не остается никаких сомнений в том, что Базаров влюблен в Одинцову:
«Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил
бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак
не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость.
В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал
свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись
наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».
Любовь оказывается роковой, всепоглощающей, и Базаров не в состоянии
преодолеть ее, «пережить». В родительском Доме он испытывает «скуку
и глухое беспокойство». Сама гибель его нелепа, парадоксальна (врач
заражается при вскрытии трупа), похожа на самоубийство. И лишь перед
смертью Базаров раскрывается перед окружающими. «Прощайте, - проговорил
он с внезапною силой, и глаза его блеснули последним блеском. -
Прощайте... Послушайте... Ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте
на умирающую
лампаду, и она погаснет...» - поэтично, «почти по-пушкински прощается
герой с возлюбленной».
Таким образом, Тургенев раскрывает внутренний мир своих героев,
их характеры, душевные состояния, не прибегая к открытым мотивировкам
и объяснениям. Характеристики писателя. опосредованы: мы догадываемся
о чувствах героя по его поведению, диалогам, авторским комментариям
к речи. Характеры раскрываются через портреты и пейзажи, через поступки
и действия. И в этом Тургенев, как никто из русских писателей, близок
к Пушкину.