Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Значение комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Комедия (Недоросль) и смешила зрителей, и учила, и воспитывала их в «Недоросле».
Фонвизин смело выступил на борьбу с общественным «злонравием». Автор смотрел на писателя как на «стража общего блага». Он указывал как сатирик на те недостатки русской действительности, которые волновали и беспокоили в его эпоху всех передовых, просвещенных людей России. И проблема воспитания человека и гражданина, и неотложность пересмотра вопроса о крепостном праве, и необходимость Борьбы с распущенностью общественных нравов - все это были бальные, злободневные задачи времени, поставленные самой жизнью и требовавшие разрешения. Фонвизин разрешал их в духе гуманных, прогрессивных идей. Комедия его заставляла думать над этими вопросами, будила гуманные чувства, возбуждала негодование против угнетения человеческой личности, толкала к критике деспотизма и самодержавия. Так высокая идейность комедии определила ее важную общественную роль уже в эпоху Фонвизина,
Комедия не утеряла, однако, своей ценности и в последующие Эпохи. Недаром почти через полстолетия после появления комедии Пушкин называл Фонвизина «другом свободы» и писал о «Недоросле», что в нем «сатирик превосходный громил невежество в комедии народной». Герцен писал, что смех Фонвизина «далеко отозвался, разбудил целую фалангу великих насмешников, и их-то смеху сквозь слезы литература обязана своими крупнейшими успехами и большего частью своего влияния в России».
В истории русской реалистической драмы комедия «Недоросль» занимает чрезвычайно почетное место. Она, во-первых, родоначальница обличительно-реалистической русской драмы, во-вторых, лучшая русская комедия ХVIII века. Живые образы комедии «Недоросль» были первыми яркими опытами реализма в русской драматургии. Из всех пьес XVIII века недаром только «Недоросль» прочно держится на сцене нашего театра. «Недоросль» открывает собой блестящий ряд комедий, вошедших в золотой фонд русского театра. За «Недорослем» у нас появились «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя и многочисленные комедии Островского. Фонвизин - Грибоедов - Гоголь –Островский - таков основной путь русской комедии ХIХ века.
А. Эерчанинов, Н. Порфиридов

Идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль», т.е. те важные вопросы, которые Фонвизин поставил в ней, обусловили большое общественное значение комедии, прежде всего в эпоху Фонвизина. Со страниц комедии, со сцены театра прозвучал смелый голос передового писателя, гневно громивший основные язвы и недостатки жизни того времени, призывавший к борьбе с ними. Комедия рисовала подлинные картины жизни; как в хороша отполированном зеркале, показывала живых людей, дурных и хороших, и тем вызывала на борьбу с первыми и на подражание последним. Она просвещала сознание, воспитывала гражданские чувства, звала к действию.
Но общественная ценность комедии не упала и в последующее время. Такой вопрос, как крепостное право, был злободневен, актуален до 1861 г. Фонвизин показал губительное действие крепостного права на психологию и помещиков и крепостных и тем самым, обнажая все зло его, действовал в интересах народа. Недаром Пушкин из всех произведений ХVIII в. только «Недоросль» назвал «народной комедией» и «единственным памятником народной сатиры».
Велико значение «Недоросля» и в истории русской реалистической драмы. Из всех драматических произведений ХVIII в, одна только эта комедия Фонвизина удержалась на сцене театра и в ХIХ и в ХХ вв. и не сходит со сцены даже в наши дни. Жизненность образов, исторически верное изображение людей и быта ХVIII в., естественный, живой разговорный язык, искусное построение сюжета комедии - все эта объясняет Бессмертие комедии Фонвизина. «Недоросль» Фонвизина является родоначальником русской, по выражению Горького, «обличительно-реалистической» комедии, комедии социально-политической. Продолжая эту линию, в ХIХ в. появятся такие замечательные комедии, как «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя.
С. Флоринский

«Недоросль» - эта мастерски созданная бытовая и общественно-политическая комедия-сатира, ярко рисующая жизненный уклад провинциального дворянства времен ЕкатериныII и гневно обличающая абсолютизм и крепостничество. Она родилась в разгар политической борьбы автора, сторонника дворянской либеральной оппозиции, с неограниченным самодержавием императрицы и произволам дворянского большинства. Но Фонвизин как художник стал в своей пьесе выше исходной, классово-групповой точки зрения. Он хотел обличать людей, а не общественно-политический строй. Однако нарисованная им картина крепостнического быта была насыщена столь горячим негодованием, что оно прозвучало мощным призывом к освобождению, - и не только к отвлеченно-просветительскому освобождению личности от невежества и бескультурья, но и к конкретно-историческому освобождению народа от его угнетателей. В этом заключалось объективное общественное значение «Недоросля», которое комедия не могла утратить, по меньшей мере, до реформы 1861 г. Фонвизин, «сатиры смелой властелин», был действительно «другом свободы» (Пушкин).
Вместе с тем широкий охват жизни, глубокое проникновение в характеры, острота и важность поставленных проблем возвысили «Недоросль» как художественный памятник эпохи. «Недоросль» - важнейшая веха в развитии русской литературы, намечавшая в нашей драматургии поиски новых путей. Формально еще не порывая с классицизмом, используя средства народного фарса и западноевропейской предреволюционной буржуазной драмы, Фонвизин становился «одним из первых наших критических реалистов» (Горький). Вслед за Новиковым он прокладывал пути художественному реализму Грибоедова («Горе от ума»), Пушкина (провинциальное дворянство в романе (Евгений Онегин») и Гоголя («Ревизор»).
А. Кайев
Как сатиру, «Недоросль» надо признать сильной и меткой; ее значение далеко не исчерпывается осмеянием невежества и некультурности общества; она идет дальше и затрагивает крепостное право. Правда, сам Фонвизин далек оттого, чтобы отрицать крепостное право в самом его принципе; он вооружается лишь против жестокого обращения с крестьянами, тем не менее каждое циничное, бесчеловечное слава Простакавой и ее брата Скотинина резко выставляет наружу все уродство этого порядка. В этом отношении комедия «Недоросль» является выдающимся произведением и ее можно поставить наряду с «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя.
Н. Дюнькин, А. Новиков

Наличие в комедиях Фонвизина реального материала русской действительности в замечательном художественно-сатирическом его претворении составляет основную ценность «Недоросля», одного из самых долговечных произведений нашей литературы ХV111 в.; именно эта делает Фонвизина, по словам Горького, родоначальником «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально плодотворной линии русской литературы - линии обличительно-реалистической».
Фонвизин наполнял формы своих комедий ярким и непосредственным содержанием, почерпнутым прямо из окружающей действительности. Вяземский рассказывает в своей книге о Фонвизине со Слов современников писателя следующий характерный случай. Приступая к написанию явления коры между Скотининым, Митрофаном и Еремеевной (Скотинин хочет побить Митрофана, Еремеевна, «остервенясь», становится на его защиту»), Фонвизин «пошел гулять, чтобы в прогулке обдумать его. У Мясницких ворот набрел он на драку двух баб, остановился и начал «сторожить природу». Возвратясь домой с добычею наблюдений, начертал он явление свое и вместил в него слова «зацепы», подслушанное им на поле битвы» (Еремеевна угрожает Скотинину: «У меня и свои зацепы востры»). Писать с натуры, прислушиваться к живому народному говору — это не метод писателя-классициста. «Недоросль» был высшим творческим взлетом Фонвизина. После «Недоросля», уже разбитый параличам, Фонвизин пробовал и еще писать в драматической форме. Сохранилось несколько попыток этого рода. В частности, дошла до нас еще одна комедия Фонвизина «Выбор гувернера». На она далеко уступает во всех отношениях не только «Heдорослю», но и «Бригадиру».
Говоря об историко-литературном значении Фонвизина, следует особо подчеркнуть очень Большую роль, которую он сыграл в развитии нашего литературно-прозаического языка. Батюшков недаром именно с ним связывает необразование» нашей прозы. В этом отношении большое значение имеют не только комедии Фонвизина, но и начала его мемуаров-исповеди Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» и даже его частные письма из-за границы, язык которых отличается замечательной ясностью, сжатостью и простатой, значительно опережая в этом отношении даже «Письма русского путешественника» Карамзина.
Д. Благой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта