Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Композиция, жанр и художественный стиль комедии Фонвизина "Недоросль"

Развитие действия. Все события комедии «Недоросль» группируются вокруг одной основной интриги: борьбы за Софью трех претендентов на ее руку - Скотинина, Митрофанушки и Милона.
Действие комедии развивается четко и стройно. В начале пьесы, в сцене с примеркой кафтана, автор искусно вводит зрителя в бытовую обстановку провинциальной усадьбы. Эпизод этот сразу позволяет автору познакомить зрителя с большинством основных персонажей пьесы. Это - экспозиция пьесы. В шестом-седьмом явлениях первого действия, вокруг сцены с письмом Стародума, завязывается узел комедии. Появляются новые действующие лица: Софья и Правдин. Это -завязка комедии. Во втором и третьем действиях события развиваются и нарастают. На сцене все действующие лица комедии. В борьбу за Софью вступают все три претендента. Раскрываются и характеры действующих лиц. Высший момент напряженности действия падает на конец четвертого действия, когда Простакова решает похитить Софью и насильно выдать замуж за Митрофанушку. В пятом акте, когда обнаруживается неудача попытки Простаковой, начинается снижение действия. В четвертом явлении наступает развязка: имение Простаковой поступает в опеку. Последнее явление - финал пьесы. Восклицание Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» - подводит итог всей жизни Простаковой и в то же время объясняет идею комедии.
Реализм комедии. Несмотря на наличие в комедии особенностей господствовавшего литературного стиля - классицизма (единства места, времени, действия, деление персонажей на положительные и отрицательные, «знаменательные» имена и фамилии, раскрывающие основные черты героев). «Недоросль» - комедия новой литературной школы, в ней явные отступления от классицизма. Правила классицизма не допускали смешения в драме элементов комического и трагического. Между тем в комедии Фонвизина мы видим и смешные сцены, и зари-совки тяжелых, отвратительных сторон крепостнического быта. Далее, обращает на себя внимание в комедии широта и разносторонность в характеристиках персонажей. Простакова - и жестокая помещица, и невежественная женщина, и лживый до цинизма человек, и любящая мать; Митрофанушка - и тупица, и обжора, и невежа, и хитрец, и неблагодарный сын. Это не отвлеченные образы классицизма, а настоящие, живые люди. Принцип деления героев на «положительных» и «отрицательных» не помешал, следовательно, Фонвизину дать реалистическую трактовку образов. В комедии Фонвизина даже резонеры превратились в живых людей. Имена некоторых действующих лиц комедии (Митрофанушки, Простаковой, Скотинина) потому и стали нарицательными, что самые образы героев отличаются жизненностью и правдивостью. В этик образах Фонвизин достиг замечательной художественной типизации. А это говорит о безусловном реализме образов комедии.
Реалистическим является и язык комедии. Яркость речевых характеристик действующих лиц мы уже отмечали. Об остроте, меткости языка комедии говорит то, что многие выражения ее вошли в русскую разговорную речь и превратились в своего рода пословицы, например: «Не хочу учиться, хочу жениться», «Да извозчики-то на што ж?», «Скотинины все родом крепколобы», «Глупому сыну не в помощь богатство», «Вот злонравия достойные плоды» и др. Даже галлицизмы комедии («Радуюсь, сделав ваше знакомство», «Я делал мою должность» и др.) отражают подлинный язык отдельных слоев русского общества эпохи Фонвизина.
Наконец, и идейный пафос пьесы выходит за рамки обычных задач классической комедии - только смешить публику.
Таким образом, комедия превратилась в первое по времени реалистическое произведение русской литературы. Вот почему Горький назвал Фонвизина «основоположником реализма» в русской литературе.
А. Эерчанинов, Н. Порфиридов

Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел стройно организовать план комедии, искусно переплетая зарисовки явлений бытовой жизни с раскрытием идейных взглядов героев. умело и жизненно нарисовал он выразительные и сочные кар- тины быта помещичьей усадьбы XVIII века. Выведя на сцену большую галерею образов, он с большой тщательностью и широтой выписал не только главных действующих лиц, но и второстепенных, вроде Еремеевны, учителей и даже портного Тришки, раскрывая в каждом из них какую-то новую сторону действительности, нигде не повторяясь. В совокупности все герои его комедии представляют сложную и стройную, жизненно обоснованную систему образов, зарисованных не равнодушным созерцателем жизни, а писателем-гражданином, который явно показывает свое отношение к изображаемым им людям. Одних он казнит гневным негодованием и язвительным, убивающим смехом, к другим относится с веселой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией. Фонвизин показал себя глубоким психологом, знатоком человеческого сердца, характера человека. Он умело раскрывает душевную жизнь героев, их отношение к людям, их действие. Этой же цели раскрытия образов служат в комедии и ремарки, т.е. авторские замечания к актерам. Например: «от робости запинаясь», «с досадой», «испугавшись, с злобою», «в восторге», «с нетерпением», «с негодованием», «задрожав и грозя» и т.д. Такие ремарки были новостью в русских драматических произведениях XVIII века. Пружиной, приводящей в действие сюжет комедии, Фонвизин взял борьбу за Софью трех искателей ее руки Скотинина, Митрофанушки и Милона.
Начав комедию со сцены при мерки кафтана, Фонвизин вводит в быт дворянской усадьбы, знакомит с основными действующими лицами - с семьей Простаковых - Скотининых. Так дается экспозиция пьесы, но она не затягивается. Уже в VI-VII явлениях первого действия наступает завязка: полученное Софьей письмо от Стародума меняет первоначальный замысел Простаковой выдать Софью замуж за Скотинина. Богатая невеста Софья, думает Простакова, была бы достойной женой Митрофанушки. Начинается борьба со Скотининым. Второе и третье действия - развитие событий, в которые вовлекаются уже все действующие лица. Момент наивысшего напряжения (кульминация) приходится на конец IV действия, когда Простакова решает тайно похитить Софью и насильно обвенчать ее с Митрофанушкой. В пятом действии дается двойная развязка: в III явлении - борьбе за Софью, а в VI - бесчеловечному отношению Простаковой к крепостным кладется конец: ее имение поступает в опеку. Последнее действие наносит окончательный удар Простаковой: сын, ради которого она так обирала крестьян и боролась за Софью, отталкивает ее. А заключающее пьесу восклицание Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» - выражает основную идею комедии.
В художественном стиле комедии заметна Борьба классицизма и реализма, но перевес явно на стороне реализма.
Главную победу реализм одержал в комедии в изображении действующих лиц, особенно отрицательных. Все они - живые люди, широко и разносторонне показанные, а не олицетворение какой-либо одной стороны, одной идеи, что было типично для произведений классицизма. даже положительные образы не лишены жизненности. А Простакова, Скотинин, особенно Митрофанушка настолько жизненны, типичны, что их имена превратились в нарицательные.
Реализм сказывается и в композиции. Так, правила классицизма запрещали смешение в пьесе комического и драматического, веселого и печального элементов. В комедии полагалось смехом исправлять нравы. В «Недоросле», кроме смешных (комических), есть и драматические сцены (трагедия Простаковой в конце произведения). Наряду с комическими картинами есть сцены, раскрывающие тяжелые стороны крепостнического быта. Словом, в жанровом отношении «Недоросль» - полукомедия, полудрама. Далее, в комедию введены сцены, не имеющие прямого отношения к основному действию (например, сцена с Тришкой и ряд других), но они понадобились автору для зарисовки широкой и правдивой картины жизни. Это тоже нарушало правила классицизма о композиции драматических произведений. Реализм образов, а значит и комедии, еще усиливается благодаря речевой характеристике персонажей: каждый герой (кроме положительных лиц, говорящих, в общем, одинаковым и книжным языком) говорит свойственным ему языком, притом живым, естественным, разговорным.
Язык комедии настолько ярок и меток, что некоторые выражения перешли из нее в жизнь на правах пословиц: «Не хочу учиться -хочу жениться», «Глупому сыну не в помощь богатство», «Вот злонравия достойные плоды» и др.
Эта победа реализма на самом важном участке - в изображении человека - составляет ценнейшую сторону художественного метода Фонвизина. Реализм Фонвизина тесно связан с его передовыми взглядами, с его борьбой против основных зол его времени, так ярко раскрытых им в комедии «Недоросль» . Горький справедливо писал, что «Фонвизиным начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально плодотворная линия русской литературы-линия обличительно-реалистическая».
Классицизм сказывается главным образом в построении комедии. В соответствии с правилами классицизма комедия состоит из пяти действий. Действие развертывается в одном месте - в имении Простаковой («единство места» ), в течение суток («единство времени»), объединено борьбой за Софью («единство действия»). Действующие лица четко делятся на «положительных» и «отрицательных» и наделены «говорящими фамилиями и именами. Развязка дана тоже согласно правилам классицизма: «порок наказан, добродетель торжествует».
С. Флоринский

Комедия построена по правилам классицизма. В ней строга соблюдаются и единство времени и места, и резкое деление героев на положительных и отрицательных. Но, тем не менее, несмотря на некоторую искусственность построения, «Недоросль» дает превосходное изображение русской крепостнической действительности. Образы помещиков - крепостников освещены так отчетливо и ярко, что комедия по праву может быть названа замечательным народным бытовым произведением. Слабой стороной комедии является изображение положительных героев: оно бледно, схематично. В них автор не рисовал типические характеры людей своего времени, а передал свои мысли. VI Стародум, и Правдин, и Милон - лишь рупоры для провозглашения авторских идей.
Выпуклая реалистическая обрисовка отрицательных персонажей и бледный схематизм положительных-ярко выявляются в языке действующих лиц комедии.
Ограниченность, грубость, невежество Скотинина находят прекрасное выражение в его речи. «Как что заберу в голову, - говорит этот герой скотного двора, - то из нее гвоздем не выколотишь». Митрофанушку он грозится «как черта изломать», называет его «чушкой проклятой». Госпожа Простакова выражается не менее грубо: «Пусти, батюшка. Дай мне до рожи, до рожи...» «Ах, она бестия», - восклицает она о Палашке, которая лежит больная.
Забитый и напуганный женой, господин Простаков говорит запинаясь, угодливо и просительно: «Ме... мешковат немного»,- определяет он достоинства кафтана, сшитого его сыну, думая таким определением угодить жене. «Ах ты, отец родной, - робко замечает он Правдину при известии о приходе в деревню солдат. - Я к ним и появиться не смею». Язык отрицательных действующих лиц раскрывает индивидуальный облик каждого. Положительные же герои все говорят почти одним языком -- языком самого автора.
Главное достоинство комедии заключается в широком типическом обобщении представителей господствующего класса.
Типичность Скотининых отмечалась и самим Фонвизиным. Для него эти образы --- собирательные. «Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы», - говорит Стародум. «Этак всякий Скотинин может попасть под опеку». О «всех» Скотининых говорит и Правдин.
Эту типичность понимал и Пушкин. «Скотининых чета седая» выступает у него в «Евгении Онегине». Да и все сатирически изображенное Пушкиным провинциальное дворянство во многом напоминает образы Скотининых и Простаковых. Большое влияние оказала комедия «Недоросль» на писателей последующих поколений, особенно на драматические произведения Грибоедова («Горе от ума») и Гоголя («Ревизор» , «Женитьба»).
Г. Абрамович, Ф. Головенченко

В творчестве Фонвизина явственно виден переход от классицизма, преобладающего в его ранних произведениях, к реализму, ярко выступающему в комедии «Недоросль».
Как писатель Фонвизин сложился в 60-х годах XVIII в. Все его произведения носят в той или иной мере отпечаток господствовавшего тогда в литературе классицизма.
Но Фонвизин, самобытный и сильный художник, развивал главным образом сильные, прогрессивные стороны классицизма: принцип «подражания природе», обличение темных сторон жизни светом «разума», стройность композиции, ясность образов, т.е. все то, с чего начиналось новое, реалистическое отношение художника к действительности. В «Недоросле» черты классицизма переплетаются с чертами реализма, и правдивое, разностороннее отражение жизни в типичных и одновременно конкретных образах здесь побеждает.
По жанровым признакам «Недоросль» - комедия. Теория классицизма утверждала, что в комедии не должна быть серьезного или печального содержания: она должна быть только смешной и «замысловатой», для чего Буало требовал: «Пусть благородно в ней актер всегда острит». Уже в своем «Бригадире» Фонвизин не вполне соблюдает эти правила. Так, в разговоре Бригадирши с Добролюбовым и Софьей передана тяжелая и мрачная история капитанши Гвоздиловой.
Еще более серьезна комедия «Недоросль», хотя и в ней стараются острить все, даже положительные герои.
Во-первых, отрицательные лица комедии, по словам Ключевского, «комичны, но не смешны - комичны как роли, и вовсе не смешны как люди». Смех Фонвизина в «Недоросле» разнообразен по оттенкам. В пьесе есть сцены самого простого, чисто внешнего комизма, которым пользуются фарсы. Таковы, например, места, где выступает Вральман с его ломаным языком. Довольна часта смех в «Недоросле» носит характер юмора, когда смешное соединяется с грустью или жалостью. Так, в сцене «примерки кафтана» портной Тришка дает Простаковой умный ответ; однако для барыни этот способный парень является рабом и поэтому - только «болваном». По отношению же к Простаковой, Скотинину, Митросаану смех Фонвизина звучит обличительно, сатирически, вызывая горячее чувство негодования против этих глупых и невежественных, подлых и бесчеловечно-жестоких господ тогдашней жизни. Таким образом, воздействие «Недоросля» на зрителей «составляется из двух противоположных элементов: смех в театре сменяется тяжелым раздумьем по выходе из него».
Во-вторых, Фонвизин ввел в комедию положительных героев. В «Недоросле» не только обличаются пороки, но и восхваляется добродетель. Причем ее носители (Стародум и др.) столь же обыкновенные люди, как Простакова, только люди хорошие. Вместе с тем сцены встреч Стародума с Софьей, с Милоном рассчитаны и на трогательное впечатление. Во всем этом Фонвизин отходит от образцов комедии классицизма.
В-третьих, обязательный для комедий классицизма «благородный тон» шуток и острот в «Недоросле» (как и ранее в комедиях Сумарокова) не соблюдается. «Не дело автора комедии, - поучал Буало, - идти на площадь и прельщать там чернь низкими и грязными словами». Фонвизин не боится «низких и грязных слов», грубых и даже вульгарных сцен. Сравнение Простаковой своей любви к сыну с привязанностью «суки» к «щенятам» или сцена перебранки и драки учителей привели бы Буало в ужас. Но грубые слова и сцены в «Недоросле» являются реалистическим отражением грубости и невежества изображаемой среды, и уже одним этим их наличие оправдано. Кроме того, они сближают комедию Фонвизина с «площадными», т.е. народными, представлениями и выводят ее из круга дворянско-сословного театра.
Фонвизин-сатирик и Фонвизин-моралист в «Недоросле» объединяются Фонвизиным-художником, что особенно ясно выступает в том, как в его комедии раскрывается характер. Приемы раскрытия характера в «Недоросле» формально идут из классицизма. Схематично деление героев на положительных и отрицательных. Односторонность характеров подчеркивается «значащими» именами. Фамилии дворян указывают на их моральные качества: Простаковы, Скотинины, Стародум, Правдин, Милон, Софья (по греч.- мудрость); фамилии остальных лиц, не дворян, намекают на их общественное положение или профессию: Кутейкин, Цифиркин. Характеры неизменны: отрицательное лицо не может стать положительным и наоборот, что придает лицам комедии некоторую «маскообразность».
Однако Фонвизин не ограничивается таким условна-обобщенным изображением людей. Он стремится показать их живыми, «действующими», а не только говорящими лицами. Драматург достигает этого: 1 ) изображением быта, 2) углублением психологии и 3) естественностью речи.
1) Изображение быта начинается с первой сцены «Недоросля» (при-мерки кафтана), и на всем протяжении пьеса развертывается как верная Бытовая картина помещичьей семьи; урок Митрофана, семейный скандал и т.п. В эту картину не входят лишь положительные лица, но они поставлены рядом с ней и как бы объясняют ее. Широкий бытовой фон дает автору возможность показать людей в разнообразных отношениях, с различных сторон, в разные моменты жизни. Люди раскрываются вместе с породившей их общественной средой. В припоминаниях Простаковой о «батюшке» и «дядюшке» намечается даже прошлое этой среды - реалистический прием, разработанный впоследствии Пушкиным, который показывал отца Онегина, родителей Татьяны и т.п.
2) Углубление психологии у Фонвизина выражается, прежде всего, в разработке подробностей, подчеркивающих основную черту того или иного лица, т.е. по линии принципов классицизма. Например, в конце пьесы Простакова на коленях вымолила себе прощение, но, верная своему «злонравию», сама она не может простить слугам неудачу похищения Софьи: «Простил! Ах, Батюшка!.. Ну! теперь-то дам я зорю канальям своим людям». Но кроме этого, образ Простаковой, как мы видели, психологически осложняется новой чертой: любовью к сыну. Когда Митрофан, последняя надежда матери, отвергает ее, Простакова с криком: «И ты, и ты меня бросаешь! А, неблагодарный!» - падает в обморок. В этот момент образ ее получает почти трагическую окраску. здесь она -страдающая мать (а не только «госпожа бесчеловечная»), она даже вызывает сочувствие, т.е. перестает быть в глазах зрителя лишь отрицательным персонажем.
Схематичное деление персонажей на «положительных» и «отрицательных» не распространилось на образ Еремеевны ; не случайно, что ее простонародное русское имя не имеет само по себе «значащего» смысла.
Одним из средств психологической характеристики являются у Фонвизина ремарки. Обычно в пьесах классицизма ремарка указывала только на приход или уход персонажа. Ремарки в «Недоросле» отмечают психологическое состояние лица в данный момент. Например, бледный образ Софьи несколько оживляется от пояснений: «держа письмо в руке и имея веселый вид», «бросаясь в его объятия», «тихо Стародуму и в большом робости» и т.п. Исключительно разнообразны ремарки, относящиеся к Простаковой.
3) Речь действующих лиц в драматическом произведении, как известно, является одним из самых важных средств характеристики. Естественность речи персонажей «Недоросля» (ее соответствие общественному положению говорящих, их характерам и переживаниям) давно и справедливо признана изумительной. В связи с основным «классическим» делением лиц на отрицательных и положительных в языке «Недоросля» отчетливо различаются два речевых потока: разговорный и книжный.
Разговорная речь Простаковых, Скотининых и других «комичных лиц» резко индивидуализирована. Почти каждая фраза подчеркивает основные черты говорящего. Например, Скотинин так разъясняет сестре необходимость своей женитьбы: «Я и своих поросят завести хочу». Речь Кутейкина, пересыпанная славянизмами и цитатами из библии, на каждом шагу обнаруживает, что перед нами бывший семинарист: «Посрамихся, окаянный». Цыфиркин — отставной солдат, и говорит по-солдатски: «Здешни господа —добры командиры». Язык Вральмана —пример еще более определенной речевой маски. Такое прямое соответствие речи характеру или общественному положению действующего лица само по себе не противоречило еще рассудочным принципам классицизма. Но поскольку следствием этого была расчлененность, индивидуализация действующих лиц, постольку в этом приеме таились возможности реалистического показа, и Фонвизин возможности эти мастерски использовал.
Тон говорящих зависит от психологических обстоятельств речи. Особенно разнообразен тон Простаковой. Со всеми домашними она говорит грубо, но с Митрофаном нежно, со Стародумом — заискивающе и т.д. Вот как, например, Простакова обращается к Софье до известия о богатстве: «Нет, сударыня, это твои вымыслы». После же того, как Софья стала богатой невестой, Простакова разговаривает с ней по-другому: «Поздравляю, Софьюшка, поздравляю, душа мая».
Жизненность языка отрицательных лиц «Недоросля» выступает в обилии пословиц и поговорок и т.п.: «маменькин сынок», «собака лает, ветер носит». В ряде случаев Фонвизин передает даже фонетические особенности разговорной речи: «ища» вместо «еще», «перво-ет» вместо «первый-то», «те» вместо «тебе» и др.
Книжный язык, которым говорят положительные лица «Недоросля», индивидуализирован в меньшей мере. Однако и здесь заметно стремление автора приблизить культурную речь к разговорному тону. Стародум, например, говорит совсем не так, как Простакова и Скотинины, но в соответствии со своим характером: отрывисто и резковато, перебивая собеседников, пользуясь разговорными интонациями (обращениями, междометиями и т.п.).
В композиции «Недоросля» Фонвизин также еще не порывает с «классическими» правилами. Он соблюдает знаменитые три единства: места (дом Простаковой), времени (одни сутки) и действия (выход Софьи замуж). Однако самое важное единство — единство действия —выдерживается в «Недоросле» не в полной мере, так как многие описательные, сатирико-бытовые сцены совершенно не нужны для развития основного сюжета. затрудняя «легкость», с которой интрига должна бы «спешить к развязке», они, однако, совершенно необходимы для полноты жизненного изображения.
В построении комедии Фонвизин обнаружил высокое мастерство драматурга. Описательные сцены не мешают зрителям следить с напряженным вниманием за борьбой действующих лиц, волноваться за судьбу Софьи и с нетерпением ждать развязки. Интерес к пьесе поддерживается тем, что исход борьбы «отрицательных» и «положительных» лиц определяется лишь в самом конце пьесы: еще предпоследний, четвертый, акт оканчивается словами Простаковой: «а мы свое возьмем».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта