Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Образ Митрофанушки в комедии Фонвизина "Недоросль"

Митрофанушка основными чертами характера напоминает мать. Это подчеркнуто в комедии даже его именем, так как слова «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать». Эта действительно «маменькин Сынок».
У Митрофанушки, как и у матери, мы видим полное отсутствие духовных интересов. Склонности и интересы его носят не интеллектуальный, т.е. умственный, а чисто биологический, животный характер. Булочки, подовые пирожки, солонина, голубятня - вот чем ограничиваются его потребности.
Умственный уровень Митрофанушки крайне убог. Это тупица и невежда. Даже Вральман замечает о Митрофанушке, что голова у него слабее брюха. Образование, которое официально требовалось от «недорослей» в ХVIII веке, сводилось к очень скромному минимуму: «научиться грамоте, счету, истории и географии». Как усвоил Митрофанушка этот минимум, видно из того, что слова дверь и дураку него - имена прилагательные. За несколько лет учения он так и не научился читать и писать. Софья права: «Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени совершенства и дале не пойдет». Это подтверждает категорическое заявление Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Митрофанушка, однако, не лишен хитрости. зная, что все его благополучие зависит от матери, он явно подделывается к ней и до поры до времени по отношению к ней ласков и угодлив.
Совсем иначе он держит себя с дворовыми и учителями. С ними он, как и мать, резок и груб. «Ну, еще слово молви, старая хрычовка. Уж я те отделаю», - кричит он на Еремеевну. Не лучше обращается он и с учителями, например с Цыфиркиным: «Давай доску, гарнизонна крыса». В нем уже чувствуется будущий самодур, достойный преемник матушки. Митрофанушка незаметно становится тиранам всех окружающих.
В последнем действии комедии обнаруживается еще одна черта характера Митрофанушки - его черствая неблагодарность. Когда Простакова, лишенная власти и имения, бросается в отчаянии к сыну, Митрофанушка резко отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась... » Уродливое воспитание принесло свои плоды.
Язык Митрофанушки вполне отвечает его характеру. Митрофанушка, как мы видели, не может обойтись без ругательств в разговорах с Еремеевной и с Цыфиркиным. Приблизительна так же он разговаривает и со своим дядюшкой Скотиминым: «Что ты так ощетиниться изволил ?.. Что ты, дядюшка, белены объелся? »
Образ Митрофанушки, тупого, невежественного недоросля, обрисован в комедии так выразительно, что имя его стало нарицательным. Мало того, само слово недоросль, служившее в XVIII веке официальным термином для обозначения дворянских подростков до 16 лет, приобрело благодаря комедии Фонвизина особый смысл и оттенок. Недорослями стали называть вообще людей, не обнаруживающих охоты к ученью.
А. зерчанинов, Н. Парфиридов

Глубокой жизненностью отличается и образ сына Простаковай - Митрофана.
В буквальном переводе с греческого языка имя «Митрофан» означает похожий на свою мать. Эта яркий тип избалованного «маменькиного сынка», выросшего и сложившегося в невежественной среде крепостнического поместного дворянства. Нелепое, уродливое воспитание, домашняя обстановка и крепостное право, делавшее из помещика самовластного господина своих крепостных рабов, духовна погубили и развратили его. От природы он не лишен хитрости и сообразительности: Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой в доме является мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном (рассказ о сне) или пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут еда от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова.
Умственное развитие Митрофана крайне низко, так как он питает органическое отвращение к труду, к ученью. Несколько лет ходят к нему учителя, а он ничему не выучился. Сцены его занятий с учителями и «экзамена» ярко и полно показывают его умственное убожество, невежество в науках, нежелание что-либо понять, удвоить новое. Голубятня, подовые пироги, сладкий сон и праздная жизнь барчука ему куда милее, чем умственные занятия. В нравственном отношении Митрофан представляет собою тип черствого эгоиста, не знающего любви ни к кому из людей, даже самых близких к нему, --- к отцу, к матери, к няньке. С учителями он не разговаривает, а «лается», по выражению Цыфиркина; преданную ему Еремеевну называет «старой хрычовкой», угрожает ей свирепой расправой: «Уж я те отделаю!» Когда не удалось похищение Софьи, он гневно кричит: «Зa людей приниматься!». Потерявшую и власть и имение мать, в отчаянии бросившуюся к нему, он грубо отталкивает: «да отвяжись, матушка, как навязалась!»
Речь Митрофана полно обрисовывает его характер и отличительные его качества. Умственное невежество, неразвитость Митрофана сказываются в том, что он не умеет пользоваться словам, связно говорить. Ом выражается односложно: «Небось, брат». «Кака, котора дверь» «Все к чорту!» В его языке много просторечия, слов и оборотов, заимствованных у дворовых.
Основные интонации его речи - капризные, пренебрежительные, грубоватые интонации избалованного маменькиного сынках, барчука, в которых часто слышатся нотки тирана, самодура. Даже с матерью он говорит более чем развязна, а порой и дерзит ей. Когда Прастакова уговаривает его «прочесть зады», он капризно-грубовато замечает: «Да, зады! Как не так». На ее замечание, что его «такое дела» он возражает: «Как не такое! Пойдет на ум ученье. Ты б еще навезла сюда дядюшек! » и т.д.
Образ Митрофана раскрыт широко и разносторонне: показаны его отношения к родителям, к дяде, к учителям, к Еремеевне, его занятия, времяпрепровождение, вскрыты условия, сформировавшие его характер, причины его отношения к матери в начале и в конце комедии. Отношение к нему автора комедии резко отрицательное: сатирическим смехом Фонвизин морально уничтожает его.
Образ Митрофана — образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофанушки стало нарицательным. После «Недорасля» появились пьесы под заглавием: «Митрофанушка в отставке», «Митрофанушкины именины», «Сватовство Митрофана» и т.д. Имя Митрофана в фоноизинском смысле употребил Лермонтов в поэме «Тамбавская казначейша»; Некрасов—в поэме «Современники». Самое слова «недоросль», означавшее до Фонвизина дворянского подростка, не достигшего 16 лет, стала синонимом круглых невежд, ничего не знающих и ничего не желающих знать.
С. Флоринский

Рельефно показано в комедии воспитание дворянского «недоросля». Фонвизин рисует безрассудную животную любовь Простаковой к Митрофанушке. Прастакова думает, что, потворствуя каждой прихоти своего сына, она воспитывает «истинного» дворянина. Глупость подобного отношения сатирически раскрывается Фонвизиным в разговоре Простаковой с Еремеевной: «Поди же, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Ведь, я чаю, скоро и учителя придут».— «Он уж и так, матушка, пять булочек скушать изволил». — «Так тебе жаль шестой, бестия?». Свои чисто животные заботы о сыне Прастакова объясняет тем, что «пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить, а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится».
Обучение недоросля сводится к формальному отсиживанию урока. Простакова полагает, что учение — неприятная повинность, которую дворянин поневоле должен отбыть, но которая ему никакой пользы по существу не принесет. Вот почему она так возмущается географией как «наукой недворянской». «Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь». Прастакова с восторгам вспоминает о своем отце, который вне умел грамоте, а умел достаточек нажить».
В полном соответствии со взглядами матери находятся и взгляды самого недоросля. Его девиз — «Не хочу учиться, хочу жениться». Будучи великовозрастным юношей, он по развитию стоит не выше маленького ребенка: гоняет голубей, не умеет как следует читать. Так же, как и у Простаковой, в нем уже развиты деспотизм и грубость в отношении к подчиненным и более слабым (обращение с крепостными, с отцом). Митрофанушка—достойная смена Простакавым и Скотининым.
Г. Абрамович, Ф. Головенченка

Митрофан обрисован многосторонне, в разных отношениях: к родным, к учителям, к слугам и т.д., но психологической глубины, свойственной образу г-жи Простаковой, в нем нет. Этого и не могло Быть: Митрофана «упитывали», а не воспитывали, не прививая ему ничего, кроме барской лени, зазнайства и деспотизма.
16-летний «недоросль» все еще считается «ребенком», сопровождается няней, закармливается «подовыми» и т.п. Между тем, кроме забав на голубятне, он уже знает развлечения в девичьей, а на просьбы матери поучиться «хоть для виду» кричит: «Не хочу учиться, хочу жениться». К науке он чувствует отвращение, и все уроки его сводятся к бестолковому повторению задов. Окружающее невежество и «помощь» матери при занятиях дали сваи результаты: после нескольких лет зубрежки Митрофан не отличает существительного от прилагательного, не может разделить 300 на 3 и довольствуется «историям» скотницы Хавроньи. Па словам Вральмана, «голова его гораздо слабее брюха». Но он достаточно догадлив, чтобы видеть господство матери в доме, и настолько хитер, что умеет использовать ее привязанность к себе. Он ловко притворяется то любящим сыном, то больным, то готовым нырнуть в воду - и все это для того, чтобы добиться своей цели. Положение избалованного барчука и, главным образом, пример матери рано развивают в нем задатки будущего деспота, крепостника. Еремеевне он грозит, что пожалуется на «старую хрычовку» своей матери, чтобы та дала ей «таску по-вчерашнему». Учителя Цыфиркина он называет «гарнизонной крысой». Наряду с этим Митрофан - жалкий трус, прячущийся от кулаков Скотинина за спину той же старухи Еремеевны.
Обжорство, лень и распущенность, тупость, невежества и бессердечие - вот «злонравия достойные плоды, т.е. результаты крепостнического быта и барского воспитания. Типичность Митрафана настолько широка, что имя его стало нарицательным для обозначения всякого великовозрастного лентяя и неуча.
А. Кайев
Митрофанушка является достойным плодам такого воспитания. Неразвитый ни умственно, ни нравственно, а в свои шестнадцать лет не идет дальше самых непосредственных переживаний, и его интересы направлены на еду и на голубятни. Он вполне находится под опекой матери и, не привыкший самостоятельно думать, он, пока дело идет обычной чередой, совсем не чувствует потребности к самостоятельному взвешиванию и обдумыванию. Он знает, что мать о нем позаботится и сделает лучше, чем он сам. Поэтому он беспрекословно и не задумываясь повинуется ей во всем, даже в таком деле, как увоз Софьи и женитьба на ней. Такое послушание ошибочно принимается Простаковой за сыновнюю любовь. Но вот, когда разразилась беда, когда мать лишилась власти и в то же время возможности заботиться а нем, он, как испуганное животное, предоставленный самому себе и неспособный действовать своим умом, Безнадежно и тупо машет рукой и говорит: «По мне куда велят». С этой минуты, как защитница и руководительница, мать для него уже не существует, а другого чувства к ней у него не находится. Поэтому, когда Простакова, в отчаяньи от разразившейся беды, Бросается обнимать его с криком: «Один ты остался у меня, май сердечный друг, Митрофанушка!» - в его душе совершенно не находится отклика на порыв материнской любви, и он грубо ее обрывает: «Да отвяжись, матушка! Как навязалась»... «Вот злонравия достойные плоды!» нравоучительно замечает Фонвизин устами Стародума.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта