Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Образ Скотинина

Ярко обрисован в комедии и образ Скотинина, грубого, невежественного крепостника. В злоупотреблении правами помещика Скотинин пошел даже дальше своей сестры, которая просит его научить «сдирать» оброк с крепостных. Метод его воздействия на окружающих - физическая сила. Невежествам он вполне равен сестре. Образ этого «крепколобого» любителя свиней прекрасно раскрыт и в его рассказах о самом себе, и в тактике его борьбы за Софью, и в его языке.
Таковы типы дворян-крепостников в комедии «Недоросль». Против этой группы и направлены главные удары комедии.
А. Зерчанинов, Н. Порсзиридов

Тарас Скотинин, брат Простаковой, - типичный представитель и своей семьи, и мелких помещиков-крепостников. Выросши в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению, он отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя и не глуп от природы. Услыхав о взятии в опеку имения Прастаковых, он говорит: «Да этак и до меня доберутся. Да этак и всякий Скотинин может попасть под опеку... Уберусь же я отсюда подобру, поздорову».
Но его запросы к жизни, его интересы - чисто животного характера. Смысл жизни он видит в скотном дворе. Гоголь говорит о нем: «Его неуклюжая природа, не получив на свою долю никаких сильных и неистовых страстей, обратилась в какую-то более спокойную, в своем роде художественную любовь к скотине, наместо человека: свиньи сделались для него то же, что для любителя искусств картинная галерея». С теплотой и нежностью он относится только к свиньям. К людям у него отношение иное. В отношении к своим крестьянам он свирепый крепостник, мастер сдирать» с них оброк. Скотинин жаден. Узнав, что Софья принесет своему мужу состояние, дающее десять тысяч доходу, он готов уничтожить своего соперника Митрофана и сокрушить свою сестру.
Образ Скотинина раскрывается и в его рассказах о себе и о дяде Вавиле Фалелеевиче, и в его поведении во время борьбы за Софью, и в его языке. Речь Скотинина ярко обнаруживает его грубость, невежественность, некультурность. Его словарь пестрит просторечиями: котора, до завтрева. завтре, концы в воду, эка счастье привалило и т.п. Изредка появляются в речи Скотинина старинные выражения, взятые из языка учреждений: челобитчик (истец), бить челом (обращаться с жалобой в суд).
С. Флоринский

Скотинин, «братец» Простаковой и «дядюшка» Митрофана, обрисован с немногих сторон. Тупица, он побывал на военной службе, но до офицерского чина дослужиться не мог. Видимо, он решил воспользоваться указом о вольности дворянства и принес домой только склонность по любому поводу пускать в ход кулаки. Он занялся хозяйством, и любовь к «свинкам» вытеснила из его «души» все человеческое.
Эта страсть делает его жадным. Скотинин идет на ссоры и драки с родными, чтобы, получив 10 тысяч за Софьей, купить всех свиней со бела света». Как и его «сестрица», он — свирепый крепостник, заявляющий: «Всякий убыток сдеру со своих же крестьян», а в искусстве собирать оброк он сестрицу даже превосходит.
Несмотря на карикатурность, Скотинин - жизненная фигура. Первый очерк ее Фонвизин создал еще в «Бригадире». Позднее для своего журнала «Друг честных людей или Стародум» он написал «Письмо Тараса Скотинина к род ой его сестра г-же Простаковой». Тарас сообщает о том, что смерть его любимой свиньи Аксиньи совсем переменила его, и он решил заняться исправлением нравов своих крестьян при помощи... березы (т.е. порки).
А. Кайев
Подобно положительным героям пьесы — Правдину, Стародуму, Милону, Софье (по-гречески — премудрость), отрицательные персонажи ее наделены значащими именами, сразу же раскрывающими читателю существо каждого: Простаков, Врельман, Кутейкин и т.п. здесь, по словам П.А. Вяземского, «сама афиша объясняет характеры». Но даже и этому чисто внешнему, традиционно-условному приему Фонвизин умеет сообщить замечательную художественную силу. Например, Скотинин. Еще Сумароков в своей сатире «О благородстве» писал о злонравном дворянине: «Ах! должно ли людьми скотине обладать?» Сопоставление злых владельцев со скотиной неоднократно встречаем и в журналах Новикова. Его же подхватывает и Фонвизин. В «Недоросле» он попросту превращает этот, ставший в применении к «злонравному» помещику почти постоянным, эпитет в имя-характеристику. Однако в данном случае это имя-характеристика нё только приклеивается ко лбу персонажа, но и органически врастает в самое его существо, художественно воплощается, реализуется в нем. Бранное слово развертывается в полножизненный художественный образ, как бы растворяясь в нем и, в то же время, окрашивая его в нужные и отвечающие художественному заданию автора цвета. Больше того, олицетворенное в живом образе слова является и названием основной внутренней темы всей пьесы — изображения скотского быта злонравных помещиков. С грубоватым, но подлинным юмором это «обыгрывается» на протяжении всего «Недоросля», являясь своего рода как бы лейтмотивом комедии, возвращающимся снова и снова в различных вариациях. В первом же действии Скотинин наивно удивляется своей особой любви к свиньям: «Люблю свиней, сестрица: а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». Саркастический смысл последних слов ясен. Оказывается, что любовь к свиньям вообще является «фамильной» скотининской чертой. В простодушной реплике Простакова осмысляется и причина этого непонятного самому Скотинину страстного влечения его к свиньям:
Простаков. Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю - и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит с радости.
Скотинин. Это подлинно диковинка! Ну, пусть, братец, Митросоан любит свиней, для того, что он мой племянник. Тут есть какое-нибудь сходство: да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился? Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходства. Я так рассуждаю». Этот же мотив настойчиво обыгрывается Фонвизиным в репликах других персонажей. В четвертом акте, в ответ на слова Скотинина, что его рад «великий и старинный», Правдин иронически замечает: «Этак вы нас уверите, что он старее Адама». И когда не подозревающий ловушку Скотинин с готовностью подтверждает это: «А что ты думаешь? хоть немногим...», Стародум, смеясь, перебивает его: «То есть пращур твой создан хоть в шестой же день, да немного попрежде Адама». Как известно, в шестой день, по библии, бог создал сперва животных, потом человека. В ответ на заявление Скотинина, что раз он заботится а своих свинках», так, верно, позаботится и о жене, Милон возмущенно восклицает: «Какое скотское сравнение!»
Д. Благой


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта