Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 5 класс. «Печально я гляжу на наше поколенье» - по творчеству М. Ю. Лермонтова

Лермонтов - поэт своего времени. Про него с уверенностью можно сказать, что характер его творчества и его направленность определяло историческое развитие общества. Большую часть своих произведений (в том числе и прозу) Лермонтов создавал, глядя на свое поколение. Отсюда и название известного романа - «Герой нашего времени».
Уже первые стихотворения Лермонтова, написанные в самом юном возрасте, поражают безотрадностью, разочарованностью в жизни и в людях. Но все это вполне объяснимо: Лермонтов - поэт эпохи, его стихи суть размышления о том; что окружает его. В известном стихотворении Лермонтова Бородино есть слова:
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Здесь звучит мотив разочарованности в молодом поколении. Создается впечатление (впрочем, не только при прочтении этого произведения), что поэт старик, убеленный сединами. Мировосприятие Лермонтова в действительности таково, что он смотрит на своих сверстников глазами старика.
Мысль о людях «нашего времени», прозвучавшая в стихотворении «Бородино» - жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии. Тоска по жизни, по настоящей жизни, внушила поэту подобные строки. Именно это чувство, смешанное с благородным негодованием, является основой лирики Лермонтова.
Еще Белинский (один из лучших русских критиков) писал, что век, в который довелось жить ему, Лермонтову и еще многим знаменитым современникам,- «век по преимуществу исторический». И вся деятельность людей, все их думы, вопросы и ответы вырастают «из исторической почвы и на исторической почве». Отсюда Белинский делает вывод, что наш век есть век сознания, философствующего духа, размышления, «рефлексии».
Лермонтов стал ярчайшим представителем этого века. Его «философствующий дух» в полной мере проявился в стихотворении «дума». Поэт здесь говорит о новом поколения:

Слова его полны горечи и сожаления:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Поэт не видит будущего у нового поколения. Главная беда его представителей состоит в бездействии. Пассивность общества Лермонтов объясняет очень просто:

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Люди не успевают начать жить, как жизнь им уже наскучивает. Им хватает опыта своих отцов и утомляет процесс накапливания своего собственного опыта. Поэт говорит «мы», подразумевая и себя под представителями нового поколения. Его точно так же «томит жизнь», он так же ненавидит и любит «случайно», он, наряду с другими, называет себя «промотавшимся отцом» будущих поколений.
Эти стихи, написанные как будто с большой долей субъективности, с упором на авторское «я», на самом деле имеют общечеловеческий смысл. В нем, наверное, каждый представитель одного поколения с Лермонтовым находил отражение своих собственных мыслей и чувств, разгадку собственного уныния и душевной апатии. Да и в наше время некоторые люди смогут найти в этом стихотворении частичку своих мыслей и отголосок своих терзаний.
Жалобы на жизнь, прозвучавшие в стихотворении «Дума», отнюдь не единичны в лирике Лермонтова. Они присущи очень многим его творениям, в частности, небезызвестному стихотворению «И скучно и грустно». Вывод, который делает поэт в конце стихотворения, вполне в его духе:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка...

Это стихотворение читать не просто тоскливо, но и страшно. Какая апатия, какой упадок духа! Сразу же на ум приходит Пушкин с его брызжущим через край жизнелюбием. Казалось бы, оба поэта жили в одно и то же время, но насколько разное у них было мировосприятие! Как сказал тот же Белинский, стихотворение «И скучно и грустно» - «потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаянии жизни».
Творчество Лермонтова - портрет эпохи. Его мрачные умонастроения - не что иное, как реакция на жизнь общества, в котором ему довелось жить. Поэтому худшие, мрачнейшие стороны жизни того времени можно изучать по лирике Лермонтова. А если мы захотим все же составить полную картину и увидеть также плюсы, светлые стороны, то достаточно обратиться к жизнелюбивой лирике Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта