Сочинение
5 класс. «Печально я гляжу
на наше поколенье» - по творчеству М. Ю. Лермонтова
Лермонтов - поэт своего времени.
Про него с уверенностью можно сказать, что характер его творчества
и его направленность определяло историческое развитие общества.
Большую часть своих произведений (в том числе и прозу) Лермонтов
создавал, глядя на свое поколение. Отсюда и название известного
романа - «Герой нашего времени».
Уже первые стихотворения Лермонтова, написанные в самом юном возрасте,
поражают безотрадностью, разочарованностью в жизни и в людях. Но
все это вполне объяснимо: Лермонтов - поэт эпохи, его стихи суть
размышления о том; что окружает его. В известном стихотворении Лермонтова
Бородино есть слова:
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Здесь звучит мотив разочарованности в молодом поколении. Создается
впечатление (впрочем, не только при прочтении этого произведения),
что поэт старик, убеленный сединами. Мировосприятие Лермонтова в
действительности таково, что он смотрит на своих сверстников глазами
старика.
Мысль о людях «нашего времени», прозвучавшая в стихотворении «Бородино»
- жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии. Тоска
по жизни, по настоящей жизни, внушила поэту подобные строки. Именно
это чувство, смешанное с благородным негодованием, является основой
лирики Лермонтова.
Еще Белинский (один из лучших русских критиков) писал, что век,
в который довелось жить ему, Лермонтову и еще многим знаменитым
современникам,- «век по преимуществу исторический». И вся деятельность
людей, все их думы, вопросы и ответы вырастают «из исторической
почвы и на исторической почве». Отсюда Белинский делает вывод, что
наш век есть век сознания, философствующего духа, размышления, «рефлексии».
Лермонтов стал ярчайшим представителем этого века. Его «философствующий
дух» в полной мере проявился в стихотворении «дума». Поэт здесь
говорит о новом поколения:
Слова его полны горечи и сожаления:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Поэт не видит будущего у нового поколения. Главная
беда его представителей состоит в бездействии. Пассивность общества
Лермонтов объясняет очень просто:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Люди не успевают начать жить, как жизнь им уже
наскучивает. Им хватает опыта своих отцов и утомляет процесс накапливания
своего собственного опыта. Поэт говорит «мы», подразумевая и себя
под представителями нового поколения. Его точно так же «томит жизнь»,
он так же ненавидит и любит «случайно», он, наряду с другими, называет
себя «промотавшимся отцом» будущих поколений.
Эти стихи, написанные как будто с большой долей субъективности,
с упором на авторское «я», на самом деле имеют общечеловеческий
смысл. В нем, наверное, каждый представитель одного поколения с
Лермонтовым находил отражение своих собственных мыслей и чувств,
разгадку собственного уныния и душевной апатии. Да и в наше время
некоторые люди смогут найти в этом стихотворении частичку своих
мыслей и отголосок своих терзаний.
Жалобы на жизнь, прозвучавшие в стихотворении «Дума», отнюдь не
единичны в лирике Лермонтова. Они присущи очень многим его творениям,
в частности, небезызвестному стихотворению «И скучно и грустно».
Вывод, который делает поэт в конце стихотворения, вполне в его духе:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг
–
Такая пустая и глупая шутка...
Это стихотворение читать не просто тоскливо, но
и страшно. Какая апатия, какой упадок духа! Сразу же на ум приходит
Пушкин с его брызжущим через край жизнелюбием. Казалось бы, оба
поэта жили в одно и то же время, но насколько разное у них было
мировосприятие! Как сказал тот же Белинский, стихотворение «И скучно
и грустно» - «потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств
человеческих, всех обаянии жизни».
Творчество Лермонтова - портрет эпохи. Его мрачные умонастроения
- не что иное, как реакция на жизнь общества, в котором ему довелось
жить. Поэтому худшие, мрачнейшие стороны жизни того времени можно
изучать по лирике Лермонтова. А если мы захотим все же составить
полную картину и увидеть также плюсы, светлые стороны, то достаточно
обратиться к жизнелюбивой лирике Пушкина.