Сочинение
6 класс. Какие качества русского
народа вызывают наибольшее раздражение и гнев М. Е. Салтыкова-Щедрина?
Как известно, сказки свои Салтыков-Щедрин
писал, протестуя против самодержавия и существующего общественного
строя. Поэтому в его произведениях всегда присутствуют различные
сословия, о которых чаще всего говорится в иносказательной форме.
Писатель всегда болел душой за русский народ, выступал за отмену
крепостничества (тогда эта реформа уже витала в воздухе), ратовал
за свержение царизма. Разумеется, самым естественным способом выразить
протест и внести свою лепту в борьбу с существующими порядками для
Салтыкова-Щедрина была литературная деятельность.
Русский народ всегда предстает у писателя обиженным, склоненным,
порабощенным. Это видение российской действительности очень сближает
Салтыкова-Щедрина с Некрасовым, между ними чувствуется некое родство.
Но если у Некрасова русский мужик - всегда мужики только, то у Щедрина
он может предстать в самом необычном образе: то Коняги, то ворона,
то пескаря, то зайца, то обычного человека в армяке и лаптях. Но
сатирик, сопереживая терпящему лишения мужику, вовсе не слеп в отношении
него.
Самое большое раздражение у писателя вызывает, конечно, безответность
народа. Тебя бьют,- ты еще ниже склоняешь голову, отбирают последний
кусок,- безропотно отдаешь. Это еще больше развязывает руки правящему
классу, отсутствие сопротивления всегда провоцирует еще большую
жестокость. Недаром Салтыков-Щедрин так часто обращался к образам
рыб. Тут можно усмотреть простую аллегорию: безмолвие водных обитателей
напоминает безответность, отчужденность большей части народа.
В каждой своей сказке великий сатирик бичует покорность народа перед
угнетателями. Он от всей души ненавидит «власть имущих», но не может
не возмущаться и при виде беспрекословной покорности народа. В «Повести
о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть характерный
момент, когда генералы заставляют мужика свить веревку, что он и
исполняет. А потом его же связывают, чтобы он не убежал! Так же
и весь русский народ: гнет спину для того только, чтобы выкормить
своих поработителей. Мужик из «Двух генералов олицетворяет своим
поведением рабское подчинение всего народа. Ведь он может не кормить
генералов, уморить их голодом, может и домой не отправлять,- а все
же делает это, за что получает «рюмку водки да пятак серебра». Такова
привычка к подчинению, въевшаяся в русский народ за века крепостного
права.
А как не вспомнить еще одну сказку, «Премудрый пескарь»? Пескарь
всю жизнь живет в норе, света белого не видит, питается впроголодь,
семьи не имеет - и все для того только, чтобы умереть в полном одиночёстве.
От смерти-то не скрыться в самой глубокой норе! Для чего нужна была
вся «премудрость», страх за собственную жизнь? А ведь многие люди
живут подобно этому пескарю: прячутся от смерти, а в итоге выходит,
что от жизни. Никто не может наказать человека сильнее, чем он сам.
В сказке «Карась-идеалист» писатель вскрывает недействительный,
абстрактный характер учения некоторых людей (нетрудно догадаться,
что это социалисты-утописты) о грядущей общественной гармонии. Карась,
как это свойственно русскому человеку, разглагольствует о «гармонии»,
предлагая при этом совершенно наивные, фантастические методы ее
осуществления, не думая о непримиримости классовых противоречий
(в сказке караси и щуки представляют собой низшее и высшее, соответственно,
сословия). А заканчивается все так, как и говорил предусмотрительный
ерш - карася съедает щука. В этой сказке Салтыков-Щедрин еще раз
выразил свое презрение к пустословам и их бесплодным учениям, отрицающим
коренную перестройку общества.
В сказке «Дурак» выведен типично русский образ. Сколько среди народа
людей, готовых всем поделиться с обездоленным, накормить и приютить
его! Доброта - неотъемлемое свойство истинно русской души. Дурак
в сказке и знать не знает, что такое подлость. Он только то и делает,
что сидит с больными, кормит голодных, одевает раздетых. Это ли
не высшая человеческая добродетель! А с другой стороны, жить в реальном
мире дурак не приспособлен, заработать на хлеб себе не может, ужиться
с людьми - тоже. О таких говорят: «пропащий человек». И опять Щедрин
возмущается русской бездеятельностью, без которой доброта никакой
силы не имеет.
Еще один яркий тип - в сказке «Либерал». Начинается все с благих
намерений. Любит русский человек красиво поговорить, порассуждать
на возвышенные темы. Однако высокопарные слова не сопровождаются
какими-либо действиями. Так, Либерал первоначально воспевает высокие,
общечеловеческие, можно сказать, идеалы: свобода, обеспеченность,
самодеятельность. Но затем эти понятия загоняются во все более узкие
рамки: «по возможности», «в пределах», «хоть что-нибудь». А, в конце
концов, возникает и вовсе не вяжущийся с изначальными идеалами лозунг
«применительно к подлости». Выходит, что на поверку сущность либерализма
- антинародна.
А русский народ, несмотря на невзгоды и лишения, во все века сидит
и ждет «Богатыря». Ждет во время войны, засухи, пожара, неурожая.
Никогда не надеется русский мужик на себя, а всегда - на Богатыря,
а сам в точности и не знает, что это за Богатырь такой. В результате
оказывается, что он сгнил давным-давно, и надежды русский народ
возлагал на пустое место.
Таким образом, во всех сказках, наравне с любовью и сочувствием
к народу, Салтыков-Щедрин проявляет и гнев. Его отношение к народу
напоминает отношение к ребенку: вроде бы и жаль, незаслуженно страдает,
а с другой стороны - как же можно молчать все время? Надеются мужики
непонятно на что, а сами противостоять «власть предержащим» не могут.
В результате высшее сословие еще больше звереет,- нет сопротивления,
значит можно творить, что угодно. И все же главное в сказках Салтыкова-Щедрина
- любовь к народу, боль за него, вера в его дремлющие силы, надежда
на то, что народ воспрянет когда-нибудь, исчезнет насилие, эксплуатация,
и русский мужик, наконец, вздохнет свободно.