Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 6 класс. Какие качества русского народа вызывают наибольшее раздражение и гнев М. Е. Салтыкова-Щедрина?

Как известно, сказки свои Салтыков-Щедрин писал, протестуя против самодержавия и существующего общественного строя. Поэтому в его произведениях всегда присутствуют различные сословия, о которых чаще всего говорится в иносказательной форме.
Писатель всегда болел душой за русский народ, выступал за отмену крепостничества (тогда эта реформа уже витала в воздухе), ратовал за свержение царизма. Разумеется, самым естественным способом выразить протест и внести свою лепту в борьбу с существующими порядками для Салтыкова-Щедрина была литературная деятельность.
Русский народ всегда предстает у писателя обиженным, склоненным, порабощенным. Это видение российской действительности очень сближает Салтыкова-Щедрина с Некрасовым, между ними чувствуется некое родство. Но если у Некрасова русский мужик - всегда мужики только, то у Щедрина он может предстать в самом необычном образе: то Коняги, то ворона, то пескаря, то зайца, то обычного человека в армяке и лаптях. Но сатирик, сопереживая терпящему лишения мужику, вовсе не слеп в отношении него.
Самое большое раздражение у писателя вызывает, конечно, безответность народа. Тебя бьют,- ты еще ниже склоняешь голову, отбирают последний кусок,- безропотно отдаешь. Это еще больше развязывает руки правящему классу, отсутствие сопротивления всегда провоцирует еще большую жестокость. Недаром Салтыков-Щедрин так часто обращался к образам рыб. Тут можно усмотреть простую аллегорию: безмолвие водных обитателей напоминает безответность, отчужденность большей части народа.
В каждой своей сказке великий сатирик бичует покорность народа перед угнетателями. Он от всей души ненавидит «власть имущих», но не может не возмущаться и при виде беспрекословной покорности народа. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть характерный момент, когда генералы заставляют мужика свить веревку, что он и исполняет. А потом его же связывают, чтобы он не убежал! Так же и весь русский народ: гнет спину для того только, чтобы выкормить своих поработителей. Мужик из «Двух генералов олицетворяет своим поведением рабское подчинение всего народа. Ведь он может не кормить генералов, уморить их голодом, может и домой не отправлять,- а все же делает это, за что получает «рюмку водки да пятак серебра». Такова привычка к подчинению, въевшаяся в русский народ за века крепостного права.
А как не вспомнить еще одну сказку, «Премудрый пескарь»? Пескарь всю жизнь живет в норе, света белого не видит, питается впроголодь, семьи не имеет - и все для того только, чтобы умереть в полном одиночёстве. От смерти-то не скрыться в самой глубокой норе! Для чего нужна была вся «премудрость», страх за собственную жизнь? А ведь многие люди живут подобно этому пескарю: прячутся от смерти, а в итоге выходит, что от жизни. Никто не может наказать человека сильнее, чем он сам.
В сказке «Карась-идеалист» писатель вскрывает недействительный, абстрактный характер учения некоторых людей (нетрудно догадаться, что это социалисты-утописты) о грядущей общественной гармонии. Карась, как это свойственно русскому человеку, разглагольствует о «гармонии», предлагая при этом совершенно наивные, фантастические методы ее осуществления, не думая о непримиримости классовых противоречий (в сказке караси и щуки представляют собой низшее и высшее, соответственно, сословия). А заканчивается все так, как и говорил предусмотрительный ерш - карася съедает щука. В этой сказке Салтыков-Щедрин еще раз выразил свое презрение к пустословам и их бесплодным учениям, отрицающим коренную перестройку общества.
В сказке «Дурак» выведен типично русский образ. Сколько среди народа людей, готовых всем поделиться с обездоленным, накормить и приютить его! Доброта - неотъемлемое свойство истинно русской души. Дурак в сказке и знать не знает, что такое подлость. Он только то и делает, что сидит с больными, кормит голодных, одевает раздетых. Это ли не высшая человеческая добродетель! А с другой стороны, жить в реальном мире дурак не приспособлен, заработать на хлеб себе не может, ужиться с людьми - тоже. О таких говорят: «пропащий человек». И опять Щедрин возмущается русской бездеятельностью, без которой доброта никакой силы не имеет.
Еще один яркий тип - в сказке «Либерал». Начинается все с благих намерений. Любит русский человек красиво поговорить, порассуждать на возвышенные темы. Однако высокопарные слова не сопровождаются какими-либо действиями. Так, Либерал первоначально воспевает высокие, общечеловеческие, можно сказать, идеалы: свобода, обеспеченность, самодеятельность. Но затем эти понятия загоняются во все более узкие рамки: «по возможности», «в пределах», «хоть что-нибудь». А, в конце концов, возникает и вовсе не вяжущийся с изначальными идеалами лозунг «применительно к подлости». Выходит, что на поверку сущность либерализма - антинародна.
А русский народ, несмотря на невзгоды и лишения, во все века сидит и ждет «Богатыря». Ждет во время войны, засухи, пожара, неурожая. Никогда не надеется русский мужик на себя, а всегда - на Богатыря, а сам в точности и не знает, что это за Богатырь такой. В результате оказывается, что он сгнил давным-давно, и надежды русский народ возлагал на пустое место.
Таким образом, во всех сказках, наравне с любовью и сочувствием к народу, Салтыков-Щедрин проявляет и гнев. Его отношение к народу напоминает отношение к ребенку: вроде бы и жаль, незаслуженно страдает, а с другой стороны - как же можно молчать все время? Надеются мужики непонятно на что, а сами противостоять «власть предержащим» не могут. В результате высшее сословие еще больше звереет,- нет сопротивления, значит можно творить, что угодно. И все же главное в сказках Салтыкова-Щедрина - любовь к народу, боль за него, вера в его дремлющие силы, надежда на то, что народ воспрянет когда-нибудь, исчезнет насилие, эксплуатация, и русский мужик, наконец, вздохнет свободно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта