Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 6 класс. Народ в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Щедрин любил народ без слепого преклонения перед ним. Понимая и ценя сильные стороны характера русского мужика, он так же ясно видел и его слабьте стороны. Любя народ, сатирик относился к нему критически, как строгий учитель относится к способному ученику.
В служении интересам народа писатель видел один из тех жизненных идеалов, которые могут наполнять собой все содержание человеческой мысли и деятельности.
В «сказках для детей изрядного возраста» Салтыков воплотил свои многолетние наблюдения за жизнью русского крестьянства, горькие раздумья над судьбами народа, свои симпатии к народу и надежды на светлое будущее простого русского человека.
Каждая сказка - отдельный набросок, эскиз какого-то отрывка крестьянской жизни. В одной из сказок говорится о беспросветном труде и страданиях народа («Коняга»), в другой - о вековой рабской покорности («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), в третьей - о тщетных попытках выходцев из народа найти правду и защиту у вышестоящих («Ворон-челобитчик»), в четвертой - о стихийных взрывах народного негодования.
Во всех перечисленных, а также во множестве еще не упомянутых сказок Салтыкова-Щедрина есть одна характерная черта - контраст между сильными и слабыми сторонами русского крестьянства. Пример тому - «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Громаднейший мужик, мастер на все руки, который мог бы в одно мгновение уничтожить тунеядцев-генералов, вместо этого безропотно им подчиняется. Он кормит их, оберегает от опасностей, а при этом сам же вьет веревку, которой генералы привязывают его, чтобы не убежал. Глупые генералы не понимают, что крепче всех веревок вековая привычка мужика к раболепию, к беспрекословному подчинению своему барину. Видимо, в контексте сказки веревка и должна означать крепостную зависимость мужика от помещика. А тот факт, что мужик сам вьет веревку символизирует слепое подчинение народа эксплуататорам, хотя легче всего было бы отказаться вить веревку, то есть не подчиняться. Ведь народ по сути сильней малочисленного класса помещиков, как огромный мужик сильней двух генералов.
Но в народе нет воли, нет стремления свободе. Отсюда пассивность и подчинение чужим указаниям. Вот и мужик не только не бунтует против генералов, но еще и благодарит за то, что они «мужицким его трудом не гнушалися». Тем более, что он и награду получил - рюмку водки и пятак серебром. Есть чему радоваться! Так и всегда с крепостным человеком - кинешь ему пятак, он забудет о побоях, обидах и унижениях.
Вся горечь раздумий Щедрина о судьбах народа, родной страны воплотилась в сказке «Коняга». Крестьянство здесь представлено как непосредственно в образе мужика, так и в образе Коняги. И надо сказать, что именно этот символ дает автору возможность наиболее полно воспроизвести картину каторжного труда и безответных страданий крестьянина. Коняга - конь - символ дремлющей в народе силы. Но в то же время он представляет собой несчастное измученное животное, с выступающими ребрами и разбитыми ногами. Коняга не осознает своей мощи. Это плененная сила, служащая благу того, кто оказался хитрее.
Салтыков мучительно ищет ответ на вопрос, где же выход из замкнутого пространства. В его понимании гармония не может быть достигнута без активной борьбы. А как раз активности-то и не хватает русскому мужику. Крестьянство в принципе не способно к осознанной, организованной и самостоятельной борьбе. Народ нужно направлять в определенном направлении. Но даже если кто-то и задастся целью повести народ к великой цели, на это потребуется не один десяток лет. Это нам доказывает сама история российского государства.
Писатель понимает, что в ближайшем будущем перспективы у народа нет. Главной причиной долготерпения угнетенных масс (что в глазах Щедрина отнюдь не является достоинством) сатирик считает отсутствие у них политической сознательности, понимания своего значения как общественной силы. Своей основной задачей Салтыков ставил воспитание в народе сознания своей значимости. Его произведения, которым он придал истинно народную форму, призваны были пробудить в народе мужество, веру в себя, самостоятельность. Именно в этом состоит главная заслуга Салтыкова-Щедрина не только перед современниками, но и перед потомками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта