Сочинение
6 класс. Эзопов язык в произведениях
Салтыкова-Щедрина (на примере романа «Господа Головлевы»)
Все произведения Салтыкова-Щедрина
имеют ярко выраженную социальную направленность. Но в те времена,
когда творил писатель,- времена жесточайшей цензуры,- сложно было
открыто высказывать свои взгляды. Однако можно было «зашифровать»
их. Вот почему как один из главных своих художественных приемов
Салтыков-Щедрин использует эзопов язык.
В иносказательной форме Щедрин мог без опасения высказать то, о
чем не хотел умалчивать. Аллегории его достаточно прозрачны и в
тоже время помогают создать глубокую и интересную систему образов.
За метафорами и сатирическими формами у писателя всегда стоит глубокое
содержание.
Даже сейчас, отделенные от времени, когда жил Салтыков-Щедрин, столетиями,
мы ясно угадываем за его образами политический подтекст. В его сказках
все настолько понятно, что не требует пояснения: Коняга - народ,
Медведь - военный, Орел - царь. Такова специфика языка всех произведений
Щедрина-сатирика.
Для романа-хроники «Господа Головлевы» эзоповская манера характерна
в меньшей степени, чем для сатирических хроник. В романе не идет
речь о конкретных политических событиях, но сам замысел произведения
- огромное политическое обобщение. Поэтому иносказания все же используются
автором.
Очень интересно следить за речью Иудушки Головлева. Показывая лживость,
скудость, убожество языка Иудушки, Салтыков-Щедрин тем самым приводит
нас, читателей, к тому, что мы начинаем ясно осознавать лживость,
скудость и убожество самого героя, а говоря шире - всей его семьи
и даже всего помещичьего класса. Конечно, язык - не единственное
средство показать вымирание рода, но и не самое последнее.
Иудушка, порвавший всякое подлинное, живое общение с людьми, охваченный
безумной жаждой скопидомства, превращает свою речь в средство притеснения
своих близких. Он опутывает их сетями своих приторных, липких речей.
Пустыми разглагольствованиями он «сгноить человека может». И сам
Щедрин не раз упоминает, что сквозь речи Иудушки постоянно просачивается
гной, что его пустословие - «язва смердящая».
Речь Иудушки-кровопивца пересыпана народными поговорками, присловьями
и церковнославянскими изречениями. Но все это в его устах теряет
свой подлинный, первоначальный смысл. Слова приобретают значение
прямо противоположное истинному, скрывают ложь и отвратительные
пороки.
Речь Иудушки - сплошные нравоучения. Причем состоят они из одних
и тех же беспрерывно повторяемых слов и мыслей. Любимые речевые
обороты Порфирия – «по-родственному» и «по-божески». Ничто не доставляет
ему такого удовольствия, как возможность изливать на своих близких
потоки слов, утверждающих семейные и религиозные ценности. Совершая
преступления, он не устает повторять божьи заповеди. Губя своих
близких, он прикрывается любовью к семье.
Слова «милый друг маменька» прикрывают холодное, равнодушное, отнюдь
не сыновнее отношение. Точно так же все ласкательные слова, с которыми
он обращается к своим родственникам, могут быть истолкованы прямо
противоположно. Если он говорит о спасении души, значит непременно
собирается погубить чью-то душу; если читает проповеди о благочестивом
поведении, значит непременно преступит их; если говорит о «родственных
отношениях», значит не испытывает к своим близким никаких чувств.
Пустословие Иудушки вызывает особенное неприятие, когда оно проявляется
по отношению к людям, находящимся на грани смерти или отчаяния.
У читателя возникает ясное ощущение липкой паутины в те моменты,
когда Иудушка произносит свои речи у постели умирающего Павла, матери,
в то время когда Евпраксеюшка рожает ребенка. Ужасно слышать, как
он обрекает собственного сына на гибель, а племянницу толкает к
сожительству с собой.
Щедрин всегда комментирует словоизлияния Иудушки. «Прах», «выморочность»,
«тоска», «пустословие» - вот эпитеты, которыми автор характеризует
речь героя.
Совсем по-иному Салтыков-Щедрин передает живую образную речь русского
народа. Речь крестьян проста, ясна, доходчива. При этом русские
люди всегда славились меткими определениями. Доказательство тому
- необычайно точная характеристика, которую дал Иудушке старик Федулыч:
«Словами-то он сгноить человека может».
Так Салтыков-Щедрин использует речь, язык для передачи характеров.
Этим автор добивается не только яркой и полной картины жизни героев,
но и весьма недвусмысленно высказывает свое отношение как к помещичьему
классу, так и к простому народу.