Сочинение.
Человек и природа в современной литературе

Мы редко обращаем внимание на то, что слова “экономика” и “экология”
— однокоренные. И если первое — это “умение вести дом”, то второе
— “наука о доме”. К сожалению, эти два понятия были надолго разведены.
И вот драматические результаты: болью отзывается судьба Байкала,
молят о помощи северные реки, которые злая воля человека может повернуть
вспять, немым укором смотрят на нас пустыми окнами разоренные, брошенные
деревни. А одна из них — затопленная Матера — мстит человеку за
содеянное зло. Ведь повесть В. Распутина “Прощание с Матерой” получила
свое продолжение в “Пожаре”. Об этом прямо заявил писатель на одной
из встреч со своими читателями: “На Матеру вернуться нельзя — остров
затопило. Очевидно, придется вместе с жителями деревни, которые
мне дороги, перебраться в новый поселок и посмотреть, что стало
с ними там...”
А там, “возле безобразного хаоса затухающего пожарища” сиротливо
стоит целехонький, даже нарядный магазин. Он символ попранной нравственности,
символ стяжательства и жестокости.
Причина, приведшая к несчастью, проста, и вытекает она из механического
действия — “валить лес, только валить и валить, не заботясь, останется,
вырастет что-нибудь тут после них или нет”. В этой обстановке “люди...
разошлись всяк по себе... отвернулись и отбились от общего и слаженного
существования, которое крепилось не вчера придуманными привычками
и законами”.
Так потеря “малой родины” оборачивается временным жильем, так проблема
экологии превращается в проблему нравственную.
О нравственном уроне, который понесла наша жизнь, говорит и “Печальный
детектив” В. Астафьева. Его последнее произведение предстает неким
диссонансом в творчестве писателя. Почитателям В. Астафьева дорог
пафос его произведений: любовь к родной земле и родному дому, удивительная
одухотворенность природы — леса, трав, рек, рыб. И вдруг — унылая
картина бесцветного, бесхозяйственного провинциального Вейска. Серые
будни. Мрачный городской пейзаж: дымная труба Дома культуры, коптящая
небо, привычные пивзавод и базар под покосившимися фанерными буквами
“Добро пожаловать”. Улицы, покрытые мусором: “окурками, раскисшими
коробками, трепыхающимся на ветру целлофаном”. Памятны читателю
и герои, созданные воображением писателя (охотники, рыболовы, крестьяне),
— люди поразительной душевной чистоты, носители народного идеала
традиционного уклада жизни (“Царь-рыба”, “Последний поклон”). И
вдруг рядом с ними — милиционер Леонид Сошнин. Это тоже человек,
умеющий добротой своей предотвращать зло. Но иногда, по мнению писателя,
это добросердечие превращается во всепрощенчество. А оно помогает
процветать жестокости и бесчеловечности.
Начало этой жестокости наши писатели видят в отношении человека
к нашим “меньшим братьям”. “Не стреляйте в белых лебедей”, — умоляет
Егор Полушкин, герой Б. Васильева. “Человек человеку — волк”, —
наверное, так думал умирающий Авдий, герой романа “Плаха” Ч. Айтматова,
встретивший перед смертью взгляд загнанной волчицы Акбары. Ведь
участие в массовом уничтожении диких животных для “хунты” было только
разминкой перед садистским убийством человека. Ч. Айтматов использует
тему природной красоты, чтобы показать, как людьми попирается ее
“изначальное равновесие”. В древности охотники приходили, вооруженные
стрелами, потом стали появляться с бабахающими ружьями. Но пришло
время, и “человеко-боги” стали устраивать облавы на машинах, прилетать
на вертолетах. Не охотники, а “расстрелыцики”, косящие все живое,
“как будто сено на огороде”. Писатели утверждают, что человек, способный
обидеть “мураша” сдать на живодерню преданного Бима, убить в орешнике
“просто так” дятла, расстреливать из карабина с вертолета стаи сайгаков
и волков, может убить и человека.
Впрочем, убить человека может и бездушие наших чиновников от экономики,
и карьеризм наших ученых, не “ждущих милости от природы”. Наша литература
напоминает им, что воздух дан человеку, чтобы жить и дышать, вода
— чтобы без вреда ее пить, почва — чтобы прокормиться, а разум человеку
дан для сохранения жизни на земле.