Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 8 класс. Сатирическое изображение чиновничества в комедии Гоголя «Ревизор»

Гоголь много размышлял о нравственной ответственности писателя за свое творчество. Слово, считал он, имеет божественное происхождение. «Оно есть высший подарок Бога человеку». А раз так, то совершенно естественно, что писатель несет ответственность за все им написанное. Нельзя писать впустую. Творчество должно преследовать определенную цель. Любой писатель ставит перед собой такую цель. Гоголь смысл своего творчества определял не в последнюю очередь как борьбу с человеческими и социальными пороками. Ярчайший тому пример - комедия «Ревизор». Комедия, в которой
Гоголь, один из основоположников русского критического реализма, выставил всех без исключения действующих лиц в самом смешном и неблагоприятном для них виде. Тем самым он высмеял бюрократическое общество. Причем высмеял настолько гениально, что мы в героях Гоголя вполне можем узнать наших современников.
Каждый герой «Ревизора» - не столько отдельный образ, сколько представитель целой общественной группы. Так Городничий - воплощение всех градоправителей, жена его Анна Андреевна - светских женщин, Ляпкин-Тяпкин - судейских, Бобчинский и Добчинский - мелких разночинцев, а Осип - слуг. Отдельно стоит сказать о, Хлестакове. Это уже не воплощение какого-то класса, а скорее - символ, вопиющий образчик всевозможных человеческих пороков - хвастливости, трусости, малодушия, лицемерия, глупости, напыщенности, амбициозности.
Остановимся подробнее на портретах некоторых чиновников. Все они весьма ярки и своеобразны. Но есть в комедии, конечно, и совершенно непревзойденные образы. Недаром Гоголь так трепетно относился к подбору актеров на роли всех чиновников, недаром «Ревизор» пестрит ремарками и пояснениями. Гоголь не ставил своей целью создать «живые» портреты. У его персонажей нет достоинств и положительных черт. Гоголь сатирик беспощадный. Его главная цель - изобличить зло, поэтому он наделяет каждого из своих персонажей целым «букетом» пороков. Наиболее интересны в этом отношении, как мне кажется, Городничий, Земляника и Ляпкин-Тяпкин.
Городничий - весьма важная персона. Только его автор не называет по фамилии, а лишь по должности - городничий. Это первое, главнёйшее ответственное лицо в городе. Разумеется, он-то и пугается больше всех внезапно нагрянувшей проверки. Ведь, обладая неограниченной властью, чувствуя себя властелином в собственном городе, он беззастенчиво пользуется служебным положением в личных целях. В тюрьмах арестантам не выдают провизии, в больнице людей не лечат, а все деньги, выделенные на строительство и обустройство города, давно уже осели в карманах Городничего и его чиновников. Городничий, испугавшись разоблачения со стороны мнимого ревизора - Хлестакова, ведет себя смешно и невероятно нелепо, учитывая его обычную важность и социальное положение. Приняв Хлестакова за важную персону, он всячески лебезит перед ним. Вспомним только его виртуозные попытки дать взятку Хлестакову (еще бы не виртуозные - опыт-то огромный!) Вспомним его лихорадочные размышления о том, как бы объяснить возможные неувязки. Не позабыть бы сказать о том, что церковь, на которую были ассигнованы средства, начала строиться, но сгорела. Так Гоголь изображает Городничего, растерявшего всю свою важность и спесь при виде «начальства» в лице Хлестакова.
Если уж первое лицо в городе находится в растерянности, в почти обезумевшем состоянии, то что говорить о более мелких чиновниках! Конечно, на них лежит ответственность меньшая, чем на Городничем, а все. же каждый из них одинаково дрожит за свою шкуру.
Как не испугаться, к примеру, Землянике? Он носит весьма почетное звание попечителя богоугодных заведений. Однако вверенные его «попечению» больные курят табак, ходят в отрепьях и живут в грязи. Лишь только по случаю приезда «ревизора» в срочном порядке отдается приказ о приведении больных в парадный вид. Главное - показать приезжему чиновнику приятную картинку, а уж что за ней скрывается - ему знать необязательно.
Землянику мало волнуют его больные. Они люди простые, если умрут, так умрут, считает он. А вот что его действительно беспокоит - это собственная карьера. оттого-то он так услужлив и суетлив. Не прогнешь спину перед начальством - не сможешь двигаться вверх. Вот и приходится гнуться и любезничать.
Из каких соображений поручено Землянике попечительство богоугодных заведений - судить сложно. На точно можно сказать, что не благодаря его компетентности в этой области или особому призванию.
Точно так же и судья Ляпкин-Тяпкин. Фамилия у него весьма подходящая: говорит о том, как он делает все, за что берется. Судья-то он судья, но о степени его компетентности в своем вопросе можно догадаться уже по тому, как содержатся присутственные места, находящиеся в его ведении. Сторожа там завели «гусей с маленькими гусенками», а заседатель суда вечно пьян. Нетрудно догадаться, что Ляпкин-Тяпкин - судья примерно такого же уровня, как Земляника - попечитель богоугодных заведений, а Городничий - хозяин города.
Так Гоголь изображает чиновников в «Ревизоре» . Надо отметить, что в комедии нет неудачных или даже бледных образов. Все портреты совершенны с художественной точки зрения. Даже те, которым уделяется довольно мало внимания. Например, доктор Гибнер. Человек, не знающий русского языка, но при этом ежедневно принимающий русских пациентов. Впрочем, сама фамилия говорит о нем больше, чем все описания и реплики.
Из отдельных портретов складывается общая картина комедии. Все чиновничество города - перед нами как на ладони. Взяточники, лицемеры, ловкие пройдохи, подхалимы.
Все они неумно и неумело используют данную им власть над другими людьми, но при этом лебезят перед начальством. Жалкие и смешные фигуры, которые застыли в финальной сцене в немом изумлении и испуге.
До чего же глупы, слепы, а больше всего напуганы были чиновники, чтобы принять за ревизора краснобая Хлестакова! До чего же должна быть нечиста совесть, чтобы так ошибиться! У страха глаза велики, а если чувствуешь за собой вину за многие проступки и преступления, то на каждом шагу испытываешь страх. У чиновников это страх разоблачения.
Гоголь показал нам мир современного ему чиновничества. Показал, не приукрасив. Сатира, подчас язвительная, сделала комедию веселой, но главное - опасной. Современники Гоголя поначалу не приняли пьесу.
Но мы-то сейчас понимаем, насколько прав был Гоголь. Хоть мы и отделены от него веками, а все же видим вокруг себя все те же декорации «Ревизора». Современные чиновники мало чем отличаются от Городничего, Земляники, Ляпкина-Тяпкина. Ведь и сейчас мы видим, что, пытаясь пустить пыль в глаза начальству, чиновники поступают подобно Землянике, надевшему на больных чистые колпаки.
Поэтому-то комедия Гоголя не имеет возраста. Она и сейчас так же актуальна, как два века назад. Остается только надеяться, что еще через два века люди будут читать «Ревизор» как комедию о временах, давно ушедших в прошлое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта