Сочинение
9 класс. А в наши дни и воздух пахнет смертью...» (Пророческий характер
лирики Б. Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой)
«А в наши дни и воздух пахнет смертью...»
— строки из четверостишия Б. Пастернака, принадлежащего к циклу
«Разрыв»:
Я не держу. Иди, благотвори.
Ступай к другим. Уже написан Вертер,
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно, что жилы отворить.
Стихотворение это
и весь цикл посвящены извечной теме любви, терзающей души всех поэтов.
Однако строки о воздухе, в котором витает смерть, стали для Пастернака,
как и для многих талантливых людей того времени, ужасной реальностью.
Забвение, гибель, уничтожение грозили всем, кто осмеливался искренне
выражать свои мысли. А мысли гениальных людей, согласно какой-то
роковой закономерности, всегда оказываются крамолой в глазах государства.
Стоит вспомнить крупнейших русских поэтов Пушкина и Лермонтова.
В Советском государстве гонения на талантливых людей приняли устрашающий
размах, и можно, не боясь ошибиться, утверждать, что было загублено
немало одаренных людей, творения которых никогда не увидят свет.
Пастернак, Ахматова, Цветаева писали в сложные для России времена.
Те, кто сейчас считается классиками русской литературы ХХ века,
были в тридцатые годы практически преданы анафеме. А ведь они были
лучшими представителями интеллигенции — остро чувствующими, стойкими
в сопротивлении насилию над словам, впечатлительными и ранимыми.
В те времена воздух для них в буквальном смысле «пах смертью». Это
были времена, когда многократно печатались и переиздавались произведения
людей, имена которых ныне забыты, людей, приближенных к власти.
Те же, кто обладал бесспорным дарованием, в лучшем случае считались
третьесортными литераторами, по недосмотру попавшими в советскую
литературу.
У Пастернака есть несколько стихотворений, в основном, поздних,
где он осмыслил и словно заново пережил ужасающую действительность,
которой был свидетелем. Эти размышления вылились в несколько очень
горьких и болезненных для автора стихотворений («Нобелевская премия»,
«Душа», «Смерть поэта», «Борису Пильняку», «Клеветникам»). Боль
всей страны сливалась с душевными терзаниями поэта, воплощалась
в стихи. Так, в стихотворении «Борису Пильняку» явственно чувствуется
не только поступь времени, но и личная трагедия. Смерть друга породила
протест против всей социальной системы:
Иль я не знаю, что
в потемки тычась,
Вовек не вышла б к свету темнота,
И я — урод, и счастье сотен тысяч
Не ближе мне пустого счастья ста?
Но самое сокровенное
стихотворение, порожденное ужасом тоталитарного государства — «Душа»,
написанная в 1956 году. Начинается оно словами:
Душа моя, печальница
О всех в кругу моем!
Ты стала усыпальницей.
Замученных живьем.
Пастернак пропускает через свое сердце общенародную трагедию. Его
душа как будто воплотила души всех людей, загубленных Советским
государством. Главное для поэта — невозможность молчать. Оплакивать
судьбы ушедших - его святой долг.
У Цветаевой также много горьких, отчаянных стихов. Она, как все
без исключения ее современники, была жертвой режима. О тек, кто
правил в то время страной рождались гневные строки:
С жиру ляпающиеся: жир — их «лоск»,
Что не только что масло едят, а мозг
Наш — в поэмах, в сонатах, в сводах:
Людоеды в парижских модах!
В ту пору Цветаевой
было написано стихотворение — «Поэт и царь». В нем звучат слова:
Кого ж это так — точно воры вора
Пристреленного — выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора —
Умнейшего мужа России.
Эти слова, сказанные
о похоронах Пушкина, можно было бы распространить на всю советскую
действительность. Только страной правил не царь Николай I, а Сталин.
И хоронить приходилось не одного поэта, а очень и очень многих.
Всех «умнейших мужей» выносили с проходного двора; самых честных,
самых умных, самых достойных расстреливали и ссылали в лагеря. Имена
стирались из всех списков, кроме расстрельных; произведения уничтожались.
Цветаева как губка впитала в себя всю боль того времени. Она испила
всю чашу до дна: была в эмиграции, пережила гибель близких людей,
ушла из жизни, не видя больше возможности жить, после смерти ее
творчество замалчивалось, и лишь недавно стало известно широкому
кругу читателей. Она в полной мере разделила с Родиной ее трагическую
судьбу.
Но, пожалуй, глубже и Пастернака, и Цветаевой почувствовала «дыхание
смерти» Анна Ахматова. Об этом — многие стихи и самое значительное
ее творение - «Реквием». Поэма не надуманная, но пережитая, выстраданная.
Скорбь Ахматовой, ее мужество, ее гордость породили огромный творческий
взлет, и она создала произведение, которое вобрало в себя не только
ее собственное, но страдание целого народа. Уже две первые поэтические
строки оказывают поразительное по силе эмоциональное воздействие:
Перед этим горем
гнутся горы,
Не течет великая река...
Горе — сильнее,
чем силы природы. Как еще точнее было выразить его? Ахматова высказала
то, чего не умел и не решался высказать никто. «Реквием» стал важнейшим
событием в литературе тридцатых годов, в той литературе, которая
была задавлена и обречена на молчание, но продолжала существовать
наперекор террору и гибели.
Пастернак, Цветаева, Ахматова, Булгаков, Бунин, Мандельштам - многие
из этих имен лишь недавно появились на обложках книг. Они рождались
в то время, когда «воздух пах смертью». Если бы не решимость людей,
носящих эти имена, мы, возможно, никогда не узнали бы правду о том
страшном времени тотального террора, и совершенно точно лишились
бы той части нашей литературы, которая сейчас кажется такой естественной
и носит название «поэзия серебряного века». Если произведения этих
авторов пережили столь страшные времена, то можно с уверенностью
сказать, что они сохранятся в нашей и в мировой литературе на долгие
века.