Сочинение
9 класс. «Живопись словом Сергея Есенина»
Сергей Есенин ушел из жизни в тридцать
лет. Он не так уж долго жил на свете, но успел оставить огромное
литературное наследие. Его талант особенно живо и ярко раскрывается
в лирике, посвященной родной земле. Творчество Есенина живет и дышит
любовью к Родине. А Родина для Есенина - та самая былинная березовая
Русь. Особенно это чувствуется в юношеских стихах. Кровная связь
с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря
которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми
ее далями и красками.
Краски - вот основное, о чем нужно упомянуть, говоря о есенинской
живописи словом. Поэзия Есенина - именно «живопись» в силу своей
яркости и многокрасочности. Краски делают любой образ более рельефными
выразительным. Есть у поэта стихотворения, где образ создается целиком
за счет игры красок. Когда в стихотворении, буквально в шести строчках,
показано сочетание черного, белого, красного, синего, серого цветов,
они создают целую картину. Ее в буквальном смысле можно увидеть.
И эта отличительная черта именно есенинского творчества.
Особенно часто (и это обстоятельство отмечается всеми критиками)
мы встречаемся в творчестве Есенина с синим и голубым цветами. Это
любимые цвета поэта, но помимо того, еще и цвета, очень часто встречающиеся
в природе - небо, вода.
Синий цвет у Есенина символизирует покой, тишину, умиротворенность
(«теплая синяя высь», «синеющий залив», «равнинная синь», «синий
вечер», «синий сумрак»). Часто это не просто умиротворенность природы,
но и душевный покой, а иногда - легкая ностальгия, воспоминания
о минувшей юности:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Голубой цвет дает ощущение простора, далекого горизонта,
дали («пашня голубая», «голубое поле», «голубой простор»).
Вместе же сочетание синего и голубого, двух любимых цветов поэта,
настраивает читателя на романтический лад («Май мой синий! Июнь
голубой!» или «Голубая кофта. Синие глаза...»). Думы Есенина о прошедшей
молодости передаются читателю, и вызывают в нем чувство ностальгии
и легкой печали.
Довольно часто у Есенина встречаются различные оттенки красного,
розового. В своей художественной палитре Есенин из всех оттенков
красного больше всего использует алый цвет. В его стихах этот цвет
символизирует непорочность, незапятнанность, чистоту. И конечно,
этот цвет ассоциируется с восходом солнца, который имел столь большое
значение для поэта:
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Не только красота природы, но и красота женщины
вызывают у Есенина ассоциацию с алым цветом:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была...
По тому, как меняются с годами краски в творчестве
Есенина, можно заметить, насколько он становился мрачнее и угрюмее.
Жизнь переставала казаться ему радужной и светлой. От веселой красно-сине-золотой
гаммы он переходил к все более темным тонам. Самое трагическое свое
произведение Есенин назвал «Черный человек». Это название говорит
само за себя: поэт потерял юношеское восприятие жизни, стал взрослее
и суровее.
Может быть, в русской литературе и найдется автор, чья палитра будет
так же богата красками, как есенинская. Но ни у одного поэта краски
не несут такой смысловой нагрузки, не являются символами (Кроме
поэмы «Двенадцать» Блока и некоторых других произведений). С помощью
красок поэт определял свои мысли и чувства. Видимо, в этом и заключается
сильная сторона его лирики: эмоциональное воздействие на читателя
при помощи цветового выражения своих дум.
Но, кроме цветов, говоря о «живописи словом», надо отметить и еще
одну особенность Есенина-поэта. Природа в его творчестве отнюдь
не играет роль фона. Напротив, она - полноценное действующее лицо,
она живет, дышит, реагирует на человеческие эмоции. Она неотделима
от мыслей и чувств человека. Это и привлекает в лирике Есенина -
образ отзывчивой природы. Часто поэт наделяет предмет неодушевленный
(в нашем понимании) вполне человеческими чувствами и поступками:
«отговорила роща золотая», «спит черемуха в белой накидке», «клен
танцует пьяный». Особенно же часто обращается поэт к образу березы,
которая в его системе ценностей уподобляется женщине:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Такой принцип изображения необычайно приближает
природу к человеку. Так Есенин заставляет читателя почувствовать,
понять, полюбить природу. Есенин и о себе говорит, как о части природы:
Ах, увял головы моей куст или «Не жалею, не зову, не плачу, все
пройдет, как с белых яблонь дым». Эта постоянная параллель между
человеком и природой делает творчество Есенина действительно живописным.
Никто лучше Есенина не умел нарисовать такой объемный и многоцветный
образ родной природы. В этом умелом подборе палитры мы видим не
только проявление величайшего таланта, но и выражение чувств простого
человека, влюбленного в свою землю. Вся лирика Есенина - посвящение
русской земле. Это и делает ее бессмертной.