Сочинение
9 класс. «Затеряться в самой нутряной России» (По рассказу А. И.
Солженицына «Матренин двор»)
Среди ранних публикаций А. И. Солженицына
- рассказ «Матренин двор». В нем задается традиция «деревенской
литературы», которой позже последовали Виктор Астафьев, Валентин
Распутин, Василий Шукшин и многие другие известные авторы ХХ веха.
Однако и сам Солженицын в своем стремлении найти среди народа «праведника»
- продолжатель традиций многих писателей ХIХ века. Как пример можно
привести Л. Н. Толстого и его Платона Каратаева в «Войне и мире».
Рассказ «Матренин двор» стал теперь одним из классических образцов
«деревенской прозы».
Рассказчик - автобиографический персонаж. Будучи реабилитирован
из лагеря, он хочет поселиться в каком-нибудь отдаленном уголке
среднерусской полосы, «в самой нутряной России». Такое желание у
бывшего заключенного вполне объяснимо - ему не хочется быть среди
шумной, суетящейся толпы жителей большого города. Гораздо больше
его привлекают деревенские тишина, покой и умиротворенность.
Все, что искал, он в полной мере находит в деревне Тальново, будучи
квартирантом Матрены Васильевны. То, что рассказчик долгое время
живет в такой глухой деревушке, дает ему возможность показать жизнь
российской глубинки «с изнанки», такой, какая она есть. Часто жизнь
деревни авторы показывают нам в слишком «приглаженном» виде. И получается
прямо-таки буколическая картина. Но это далеко не так. Солженицын
показал грязь, дрязги, сплетни, то есть все то, что составляет часть
деревенской жизни, но о чем иногда умалчивается.
Первое, что помогает читателю почувствовать атмосферу деревни это
описание матрениного дама. Те, кто бывал в деревенских домах (а
они практически по всей России одинаковы, отличия незначительны),
сразу узнают знакомую картину. Потемневший от времени сруб, русская
печь, железная кровать в углу, табуретки и лавки, на лавках - кадки
с фикусами. Кроме того, неотъемлемая часть деревенского дома - наличие
всяческой живности. Есть она и у Матрены: колченогая кошка, грязно-белая
коза, а также мыши и тараканы. Таково убогое деревенское жилище,
от которого, тем не менее, веет своеобразным уютом. Так же веет
уютом и от самой Матрены, доброй, незлобивой, услужливой. Она небогата
(вернее сказать, крайне бедна), но всегда готова поделиться с людьми
последним, что у нее есть. И пусть она почти не имеет запасов, но
всегда, каждый день на столе у постояльца будет стоять «картонный
суп».
Времени у Матрены мало, дел невпроворот. Не только и не столько
своих, сколько чужих дел. Она всегда готова помочь соседям. И если
нужно шестым впрячься в соху, всегда зовут ее, поскольку знают,
что она никогда не откажет. В деревне никто и никогда не сидит без
дела. Пахать, сеять, убирать урожай, ухаживать за скотиной - от
этого не деться никуда в течение всего года. Деревенские работники
не знают выходных.
Показал Солженицын и еще одну особенность деревенской жизни, без
которой не обходилась ни в прежние веха, ни в наше время. Это пьянство.
Русский мужик пил всегда. Пил по праздникам или просто, чтобы отметить
какое-нибудь удачно завершенное дело. Разумеется, что не могли мужики
не отметить завершение сталь важного дела, как отделение горницы
от матрениного дома. Будучи изрядно пьяными, погрузились и поехали.
Причиной трагедии, разыгравшейся на железнодорожном переезде, стало
то, что к трактору была привязано сразу двое саней. Трактористу
лень было за одну ночь ездить два раза (вот она - пресловутая русская
лень!). Машинист (тоже, видимо, бесшабашный русский мужик) не включил
огни. Таки произошло столкновение. Матрена, бросавшаяся помочь всегда,
даже если ее не просили, погибла.
Похороны Матрены превратились в подобие театрального представления.
Здесь всем важно было соблюсти традицию. Так, «Вечную память» спели
в первый раз, потому что ее поют «перед киселем обязательно», а
второй раз потому, что были пьяны. Плач над гробом - еще одна дань
традиции. Но, опять же, никто в действительности не сокрушался по
Матрене, главное для всех было - показать себя с лучшей стороны,
а также доказать свое право на часть жалкого матрениного наследства.
Так показывает нам Солженицын быт деревни, затерявшейся в глубине
России. Мы видим нищету, пьянство, завистливость, жадность, неуважение
к ближним. В то же время, автор делает главным действующим лицом
человека незаметного, неуважаемого, но зато такого важного и нужного
в деревне. Этот человек - Матрена. Она тот самый «праведник», без
которого не стоит не только что село, но и вся земля. И такие праведники
до сих пор еще есть, и всегда были. А найти их можно не только в
густонаселенном городе, а в какой-нибудь заброшенной деревне Тальново,
«в самой нутряной России».