Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 9 класс. «Затеряться в самой нутряной России» (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)

    
     Среди ранних публикаций А. И. Солженицына - рассказ «Матренин двор». В нем задается традиция «деревенской литературы», которой позже последовали Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Василий Шукшин и многие другие известные авторы ХХ веха. Однако и сам Солженицын в своем стремлении найти среди народа «праведника» - продолжатель традиций многих писателей ХIХ века. Как пример можно привести Л. Н. Толстого и его Платона Каратаева в «Войне и мире». Рассказ «Матренин двор» стал теперь одним из классических образцов «деревенской прозы».
Рассказчик - автобиографический персонаж. Будучи реабилитирован из лагеря, он хочет поселиться в каком-нибудь отдаленном уголке среднерусской полосы, «в самой нутряной России». Такое желание у бывшего заключенного вполне объяснимо - ему не хочется быть среди шумной, суетящейся толпы жителей большого города. Гораздо больше его привлекают деревенские тишина, покой и умиротворенность.
Все, что искал, он в полной мере находит в деревне Тальново, будучи квартирантом Матрены Васильевны. То, что рассказчик долгое время живет в такой глухой деревушке, дает ему возможность показать жизнь российской глубинки «с изнанки», такой, какая она есть. Часто жизнь деревни авторы показывают нам в слишком «приглаженном» виде. И получается прямо-таки буколическая картина. Но это далеко не так. Солженицын показал грязь, дрязги, сплетни, то есть все то, что составляет часть деревенской жизни, но о чем иногда умалчивается.
Первое, что помогает читателю почувствовать атмосферу деревни это описание матрениного дама. Те, кто бывал в деревенских домах (а они практически по всей России одинаковы, отличия незначительны), сразу узнают знакомую картину. Потемневший от времени сруб, русская печь, железная кровать в углу, табуретки и лавки, на лавках - кадки с фикусами. Кроме того, неотъемлемая часть деревенского дома - наличие всяческой живности. Есть она и у Матрены: колченогая кошка, грязно-белая коза, а также мыши и тараканы. Таково убогое деревенское жилище, от которого, тем не менее, веет своеобразным уютом. Так же веет уютом и от самой Матрены, доброй, незлобивой, услужливой. Она небогата (вернее сказать, крайне бедна), но всегда готова поделиться с людьми последним, что у нее есть. И пусть она почти не имеет запасов, но всегда, каждый день на столе у постояльца будет стоять «картонный суп».
Времени у Матрены мало, дел невпроворот. Не только и не столько своих, сколько чужих дел. Она всегда готова помочь соседям. И если нужно шестым впрячься в соху, всегда зовут ее, поскольку знают, что она никогда не откажет. В деревне никто и никогда не сидит без дела. Пахать, сеять, убирать урожай, ухаживать за скотиной - от этого не деться никуда в течение всего года. Деревенские работники не знают выходных.
Показал Солженицын и еще одну особенность деревенской жизни, без которой не обходилась ни в прежние веха, ни в наше время. Это пьянство. Русский мужик пил всегда. Пил по праздникам или просто, чтобы отметить какое-нибудь удачно завершенное дело. Разумеется, что не могли мужики не отметить завершение сталь важного дела, как отделение горницы от матрениного дома. Будучи изрядно пьяными, погрузились и поехали. Причиной трагедии, разыгравшейся на железнодорожном переезде, стало то, что к трактору была привязано сразу двое саней. Трактористу лень было за одну ночь ездить два раза (вот она - пресловутая русская лень!). Машинист (тоже, видимо, бесшабашный русский мужик) не включил огни. Таки произошло столкновение. Матрена, бросавшаяся помочь всегда, даже если ее не просили, погибла.
Похороны Матрены превратились в подобие театрального представления. Здесь всем важно было соблюсти традицию. Так, «Вечную память» спели в первый раз, потому что ее поют «перед киселем обязательно», а второй раз потому, что были пьяны. Плач над гробом - еще одна дань традиции. Но, опять же, никто в действительности не сокрушался по Матрене, главное для всех было - показать себя с лучшей стороны, а также доказать свое право на часть жалкого матрениного наследства.
Так показывает нам Солженицын быт деревни, затерявшейся в глубине России. Мы видим нищету, пьянство, завистливость, жадность, неуважение к ближним. В то же время, автор делает главным действующим лицом человека незаметного, неуважаемого, но зато такого важного и нужного в деревне. Этот человек - Матрена. Она тот самый «праведник», без которого не стоит не только что село, но и вся земля. И такие праведники до сих пор еще есть, и всегда были. А найти их можно не только в густонаселенном городе, а в какой-нибудь заброшенной деревне Тальново, «в самой нутряной России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта