Сочинение
9 класс. «В мой жестокий век восславил я свободу... ») (Вольнолюбивая
лирика Пушкина)
«Свобода», «воля» - ключевые понятия творчества
А. С. Пушкина. Как сын своего века он не мог оставаться в стороне
от социальных потрясениях России. В первую очередь к таким потрясениям
нужна причислить, конечно, восстание декабристов. Все истинные патриоты
того времени боролись за свободу, кто-то - с оружием в руках, кто-то
- подобно Пушкину, своим творчеством.
Понятие свободы для поэта было весьма широко. Она была для него
социальным, политическим, философским и нравственным идеалом. Эти
ипостаси свободы в совокупности определяют целостность жизни. Но
нужно учесть, что миросозерцание поэта, а с ним и понятие свободы,
менялись на протяжении всей его жизни по мере накопления собственного
опыта и развития общества.
В молодости Пушкин, как свойственно почти всем людям, был чрезвычайно
восторжен. В эти годы он не просто воспевал, «он горел» свободой.
Первое вольнолюбивое творение Пушкина появляется на свет в 1817
году. Это ода «Вольность». Она стала одним из известнейших стихотворений
Пушкина и одним из наиболее точно выражающих его взгляды. В нем
юный поэт проявил себя как истинный гражданин своей страны, непримиримый
враг царизма («хочу... на тронах поразить порок»), словом, как декабрист.
На первый план в стихотворении выведена не идея борьбы с самодержавием
(хотя она немаловажна), а лозунг свободы человека и гражданина.
Не менее, чем свобода отдельного человека, поэта волнует независимость
Отчизны «от самовластья» («К Чаадаеву»). Здесь звучит непоколебимая
вера в та, что настанут те светлые времена, когда Россия сбросит
с себя оковы:
... Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Пушкин потому и называется величайшим
поэтом, что сумел донести не только до современников, но и до таких
отдаленных потомков, как мы, свою боль и свою надежду. Личностный
характер стихотворения подчеркивается жанром послания. Строки, обращенные
к Чаадаеву, не бездушный революционный лозунг, но стремление живой
души.
Желание «вольности» для своей Родины неразрывно связано у Пушкина
с более приземленным, если можно так выразиться, «желанием» освобождения
крестьян. Показательно в этом отношении стихотворение «Деревня».
Пушкин, не таясь и не прикрываясь высокими словами, порицает «барство
дикое» и «рабство тощее». Деревня, как будто созданная богом для
отдохновения и созерцания, становится островком все того же «самовластья».
Неудивительно, что поэт подвергался наибольшим гонениям именно за
«Вольность» и «Деревню» (которая явилась в некотором роде продолжением
«Вольности»).
Если прослеживать творчество Пушкина дальше, то можно лозунгом его
назвать слова: «Одна свобода мой кумир» . То есть для Пушкина «вольность»
есть ярко выраженный идеал, к которому он стремится, однако, все
осмотрительней. Например, в стихотворении «Узник» воспеваются романтические
идеалы свободы. Душа страдает от несоответствия им, она - «вольная
птица», стремящаяся ввысь, к полету; окружающий же мир - темница.
Поэт выражает свое страдание от невозможности свободы.
Пушкин не только сам ощущает сваю зависимость, но и предается горестным
размышлениям о том, что засеваемые им семена вольнолюбия пропадают
вотще. «К чему стадам дары природы?» - вопрошает Пушкин, ведь «стада»
эти привыкли к извечному ярму и считают его чем-то само собой разумеющимся.
Ни к чему оказываются восторженные призывы, гражданский пафос. Лишь
люди мыслящие и тонко чувствующие могут понять призывы к освобождению
во всех областях существования.
Наступает и такой момент, когда Пушкин перестает искать свободу
вне себя и стремится обрести ее хотя бы в душе. Так, в романтическом
стихотворении «К морю» он прощается не только со стихией, но и с
прежними устремлениями. Поиски идеала во внешнем мире тщетны:
О чем жалеть? Куда бы ныне
я путь беспечный устремил?
Однако эти ноты отчаяния в лирике
Пушкина не заставляют его уйти в себя и заглушить в себе гражданские
чувства. Негодование в отношении рабства и деспотизма неизбывно.
Стихотворение «Анчар» - целый философский символ, носящий вневременной
характер. Примечательно, что автор не оправдывает ни бездушного
хозяина, ни покорного раба. Поэт в своем творчестве призывает убивать
рабов в самих себе, не покоряться «властителям». Рабы обязаны бороться,
ведь по рождению они равны своим хозяевам, поскольку все они личности
и граждане.
Свобода у Пушкина - постоянная потребность личности, то, что по
праву с самого рождения должно принадлежать любому человеку. «На
свете счастья нет, но есть покой и воля». Счастье - мгновение. Любовь
проходит. Чувства угасают. Поэтому, в противовес сиюминутности счастья,
воля есть настоятельная, постоянная потребность человека.
Еще один штрих в вольнолюбивой лирике Пушкина - стихи о свободе
творческой личности. Занятия поэзией - квинтэссенция свободы, ее
проявление во всех ипостасях, вершина независимости, соединение
счастья со свободой. Поэт волен «Не гнуть ни совести, ни помыслов,
ни шеи; // По прихоти своей скитаться здесь и там». Творческой личности,
и только ей, дано воспевать «чувства добрые», прославлять свободу
во всеуслышание.
Итак, свобода была одной из тех важнейших человеческих ценностей,
которым Пушкин посвятил свое творчество, несмотря на то, что жил
в эпоху, когда вольнолюбивые высказывания являлись поводом к опале.
Но свобода есть неотъемлемое качество человека, его постоянная потребность.
Она также является залогом максимального раскрытия творческих возможностей
в какой бы то ни было сфере. Не боясь открыто говорить о терзавшем
его, не боясь воспевать то, что он считал справедливым, Пушкин сумел
достичь высшей степени свободы.