Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 9 класс. Говорящие названия произведений XIX века

    
     Для любого художественного произведения его заглавие играет весьма существенную роль. Ведь читатель, увидев название книги, должен хотя бы отдаленно представить себе и ее содержание. Это особенно важна, если автор в книге затрагивает глобальные вопросы. Русская литература XIX века как раз и отличается тем, что ставит важнейшие социальные, нравственные, политические вопросы. А суть затрагиваемых проблем выражается уже в названиях книг: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Герой нашего времени», «Кому на Руси жить хорошо», «Кто виноват?», «Что делать?» Как видим, XIX столетие «богато» названиями книг, которые говорят сами за себя.
Как же названия помогают лучше понять суть произведения? Обратимся к конкретным примерам. Так, не нужно от корки до корки читать роман Тургенева «Отцы и дети», чтобы понять, что речь в нем идет о конфликте поколений.
В романе проводится достаточно четкая граница между «отцами» и «детьми». Первые — это Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы, родители Базарова; вторые — сам Базаров, Аркадий Кирсанов, Одинцова, Катя. Конечно, самые яркие представители того и другого «лагеря» Павел Петрович и Евгений Базаров.
Их споры, их конфликт - это демонстрация вечного непонимания, вечной непримиримости двух разных поколений. У Павла Петровича — свои непоколебимые «принципы», у Евгения — полное отрицание всяких принципов. Знакомая всем картина: старшему поколению трудно отказаться от складывавшихся годами представлений. А младшие всегда стремится к чему-то новому, зачастую бесцеремонно отрицая мудрость отцов, стремясь жить только лишь своим умом и своими ошибками.
Конечно, понятие «отцы и дети» в тургеневском понимании гораздо шире, чем извечный конфликт двух поколений. Ведь противостояние Базарова и Кирсанова-дяди отображает еще и состояние мыслящей части общества ХIХ века. Во второй половине XIX века обострился конфликт между дворянами и недавно появившейся прослойкой интеллигентов-разночинцев. Патриархальные традиции столкнулись с новыми, почти революционными, идеями. «Третье сословие» вдруг переменило расстановку сил в обществе. «Отцы» перестали господствовать безраздельно.
Но таков уж закон жизни: дети с их новыми дерзкими идеями всегда займут место предшествующего поколения. И вряд ли они будут внимательно прислушиваться к советам, которые будут давать отцы. Жизнь вечно обновляется. На смену одному поколению приходит другое. И повторяется противостояние двух сторон, которые никогда не смогут услышать и понять друг друга. Роман Тургенева «Отцы и дети» стал символом этого вечного обновления. Как видим, название романа вполне раскрывает и его внутреннюю идею.
Но не один Тургенев был писателем, способным дать своему произведению столь точное и емкое название. Достаточно вспомнить хотя бы еще одного автора - Некрасова и его поэму «Кому на Руси жить хорошо». Это название в первую очередь характеризует самого Некрасова. Ведь он буквально все свое творчество посвятил поиску ответа на этот вопрос. И поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала итогом всех размышлений и собственно ответом. Итак, название поэмы уже определяет сюжет - поиск русского человека, которому жилось бы хорошо и привольно.
Еще в самом начале поэмы происходит спор между семью мужиками-правдоискателями. Каждый из них утверждает, что знает «кому живется весело, вольготно на Руси». И каждый называет свою «кандидатуру»: кто помещика, кто чиновника, кто купца, кто боярина, кто министра, а кто - царя. Почему-то мысли о том, что простой мужик может быть счастлив, даже не допускается.
Вся поэма - это встречи семерых мужиков с различными людьми. Очень скоро выясняется, что ни поп, ни помещик не считают себя счастливый. О простых людях и говорить нечего. Вот какое у них может быть счастье:

Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями...

Но если Некрасов в итоге приходит к горькому выводу, что счастливых людей среди народа нет, та он же и предлагает путь к счастью. Счастье достижимо, если народ объединится и будет бороться за свои права, за свободу. Горячее желание Некрасова заключается в том, чтобы на поставленный им вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» ответить «Народу».
Для Некрасова его знаменитая поэма стала итогом размышлений о народном счастье. Поэтому ее название - всего лишь четко сформулированный смысл творческого поиска поэта. Никак иначе поэма называться не могла бы. По крайней мере, нам трудно представить для нее более удачное название.
Еще одно «говорящее» название – «Герой нашего времени». И тут, как в предыдущих двух случаях, мы, уже взглянув на обложку книги, понимаем, что речь должна пойти о человеке, который воплощает в себе основные черты своих современников. Действительно, сам Лермонтов в предисловии к роману недвусмысленно говорит о том, что Печорин - это воплощение всего «больного» общества современников Лермонтова. Ведь главный герой – «портрет, составленный из порохов всего нашего поколения».
Раскрывая перед нами характер Печорина, его равнодушие, разочарованность, пессимизм, Лермонтов стремится показать человека, который стал таким в силу того, что вращается в холодном, бездушном обществе. Лично я считаю, что Печорин вышел у автора куда более ярким и привлекательным, чем хотелось бы Лермонтову. Его незаурядная личность - в каком-то смысле комплимент обществу, раз уж он является портретом его «пороков». Но, разумеется, не в этом заключается главная мысль Лермонтова. Его основное устремление - показать растлевающее влияние социума даже на яркую индивидуальность. Герой становится таким, каким его видят окружающие. Как видим, название романа вполне соответствует его содержанию.
В XIX веке немалое количество художественных произведений имело «говорящие» названия. Если припомнить все эти названия, то мы сможем воссоздать те важные вопросы, которые волновали общество в XIX вехе. Напрашивается один вывод: русское общество было буквально раздираемо конфликтами, противоречиями, неразрешимыми вопросами. Из истории мы знаем, что так оно и было. Так что название книги играет, как видим, очень важную роль. Думаю, что нам стоит обращать более пристальное внимание на обложку книги, которую мы собираемся открыть. Возможно, основную идею автора мы сможем уловить, еще не начав чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта