Сочинение
9 класс. Две дуэли (по роману
«Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»)
Онегин и Печорин - два известных героя
двух известнейших романов. Их часто сравнивают между собой. И действительно,
у них существует немало сходных черт. Обоим опостылела действительность,
оба холодны и равнодушны к жизни, оба вызывают симпатии окружающих.
Есть и еще одно существенное сходство между Онегиным и Печориным.
У них обоих в романах существуют антиподы. У Онегина это Ленский,
у Печорина -Грушницкий.
Онегин и Ленский начинают общаться в деревне, и общаются исключительно
«от делать нечего». В принципе, их не может ничто объединять. Онегин
- холодный эгоист и циник, вечно хандрящий. Ленский же, напротив,-
романтик до мозга костей. Он живет не действительностью, а своими
грезами. В Ольге он любит не женщину, а скорее свой романтический
идеал, который, как ему кажется, воплотился в ней. Именно потому,
что он живет не реальной жизнью, а романтическими иллюзиями, он
и вызывает Онегина на дуэль из-за пустяка. Здравомыслящий человек
никогда не поступил бы так, но Ленский отнюдь не здравомыслящ. Ведь
поединок это так благородно, так поэтично, так по-рыцарски!
Характеры двух героев ярко проявляются в ночь перед дуэлью. Онегин
спокоен. Ольгу он пригласил в шутку, чтобы позлить Ленского. Точно
так же, шутя, он относится к дуэли. Поэтому и проспал: его не тревожили
мысли. Иное дело - Ленский. Он с самого начала воспринимает все
в слишком преувеличенном виде. В самом деле, что может быть обидного
в том, что твой друг пригласил твою невесту на танец? По крайней
мере, это не повод, чтобы обвинять Ольгу в хитрости и измене, а
Евгения вызывать на дуэль.
В ночь перед дуэлью Ленский не спит: «садился он за клавикорды»,
«к Ольге взоры устремив, шептал: не правда ль? я счастлив», «при
свечке Шиллера открыл», «берет перо; его стихи полны любовной чепухи».
Словом, поведение Ленского - полная противоположность спокойствию
Онегина. Впрочем, было бы странно, если бы молодой поэт вел себя
иначе.
Как говорил Белинский - Подробности дуэли Онегина с Ленским - верх
совершенства в художественном отношении:
...Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..
Надо отдать должное Онегину: после тога, как он
убивает Ленского, его терзает, пусть недолго, тоска сердечных угрызений».
И невольно вспоминается Печорин, хладнокровно покинувший место дуэли
с Грушницким, даже не оглянувшись. Онегин, по крайней мере, позаботился
о теле своего соперника.
Грушницкий очень напоминает Ленского, как Печорин - Онегина. Грушницкий
и Печорин общаются поначалу, как добрые приятели. Правда, Грушницкий
во всем уступает главному герою. Если Печорин - человек умный, склонный
к самоанализу, то Грушницкий - поверхностный, романтик, пустозвон,
любитель красивых фраз. Его чувство к княжне Мери неподдельно, но
все же слишком приукрашено им самим. Точно так же, как Ленский,
Грушницкий:
... пел разлуку и печаль
и нечто и туманну даль...
Единственная разница состоит в том, что Ленский
делал это в стихах, а Грушницкий - в прозе.
Так же, как Онегин вздумал подшутить над Ленским, пригласив Ольгу,
Печорин шутит, влюбляя в себя княжну Меря. Первопричина дуэли заключается
именно в этом. В отличие от честного поединка героев «Евгения Онегина»
дуэль в «Герое нашего времени» - достаточно подлое действо. Во-первых,
Грушницкий изначально рассчитывал испытать храбрость Печорина, стреляясь
из незаряженных пистолетов. Во-вторых, Печорин, узнав о заговоре,
со своей стороны обманывает Грушницкого: в нем слишком много гордости
и злости, чтобы не сделать этого.
Кто прав, кто виноват в споре Грушницкого с Печориным? Наверное,
правых вообще нет. Грушницкий сказал, что им двоим на земле нет
места: А выживает всегда сильнейший. Это правило сработало и в случае
Онегина с Ленским.
Когда Пушкин описывает возможные варианты судьбы Ленского, останься
он жив, здравомыслящей читатель считает наиболее вероятным такой
вариант:
А может быть, и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бис охладел.
Правильно заметил Белинский, что Ленский - не из
тек натур, которые все время развиваются и идут вперед. Он умер
«вовремя для своей репутации». И остался в памяти людей молодым,
пылким, красивым. Так же и с Грушницким. Нет ничего хуже постаревшего
сентиментального глупца. Но, надо сказать, что смерть Грушницкого
гораздо менее «романтична», чем смерть Ленского, как и сам этот
герой менее привлекателен.
Как помогла дуэль авторскому замыслу в том и другом романе? Помогла
лучше раскрыть характеры героев, показала несостоятельность Ленского
и Грушницкого, выявила хладнокровие, спокойствие, равнодушие Онегина
и Печорина.
Самое же интересное и загадочное заключается в том, что ведь и сами
авторы двух романов погибли на дуэли. Пушкин - от руки Дантеса,
Лермонтов - Мартынова. Неужели они своим художественным чутьем предвидели
собственную гибель? Как бы там ни было, но это еще одна связующая
нить между Пушкиным и Лермонтовым, двумя величайшими русскими классиками.