Сочинение
9 класс. Какие отличительные качества русского характера изображает
в своих рассказах Шукшин
Жена называла его – «Чудик». Первая фраза из рассказа В. М. Шукшина
«Чудик». Это слово - самое точное определение для большинства героев
рассказов Шукшина. Все эти люди - чуть-чуть ненормальные, одержимые
какой-нибудь идеей или просто странно ведущие себя. Сам Шукшин говорил
про таких людей, что они вовсе не странны, а просто талантливы и
красивы, а главное - отзывчивы.
Герои его рассказов - те самые пресловутые «маленькие люди», о которых
столько говорится в литературной критике, о которых писали Пушкин,
Гоголь, Достоевский. В рассказах Шукшина мы видим простых, добрых,
работящих людей, чаще всего - сельских жителей. Автор рассказывает
обычные истории о самых обычных людях. Однако именно за «обычностью»
героев скрывается нечто гораздо большее, то, что сам писатель называл
«светлой душой».
Шукшин говорил в своих рассказах о таких свойствах русского характера,
как любовь к работе, «ершистость», нестандартность, непохожесть
на других, максимализм, высокая нравственность, любознательность,
непоседливость, простодушие. Конечно, можно еще долго перечислять
эти и другие трогательные черты характера, ценимые Шукшиным, на
гораздо нагляднее все это иллюстрируют его рассказы.
Например, очень интересен в этом отношении рассказ «Миль пардон,
мадам!» про Броню Пупкова. Смешно уже само сочетание имени и фамилии
этого человека. Смешон и он сам со своей легендой, как едва не убил
Гитлера. Но вдумчивый и понимающий читатель разве что слегка улыбнется,
читая бронькину историю, и - надолго задумается. Рассказывая историю
про Гитлера, Бронька вовсе не тешит свое самолюбие. Нет, у Броньки
нет такого самолюбия. Это человек с душевным разладом, образ почти
трагический. Поэтому в истории про Гитлера слышится не жажда славы
и почестей, а боль и тоска. На войне его ненависть к врагу не нашла
выхода в каком-то конкретном деянии, но ведь в сказке, которую он
рассказывает мы чувствуем и эту ненависть, и любовь к Родине, и
желание подвига, а главное - видим прекрасную душу, живущую в теле
смешного человечка Броньки Пупкова.
Желание спасти человечество встречается и еще у одного героя Василия
Шукшина - у Андрея Ерина (рассказ «Микроскоп»). Жена бьет его по
голове сковородником и ругает последними словами, а он при этом
мучительно размышляет над вопросом: «Ну вот как с имя бороться?»
«С имя» - значит со зловредными микробами, которые губят человечество.
Тоже смешной человек, «чудик»: утаил от жены зарплату, работал полторы
смены, чтобы приобрести микроскоп и с сынишкой изучать микробов.
Да чудачество, но доброе, хорошее. Пусть не приносят людям пользы
«научные изыскания» Андрея, но, сколько душевных сил он тратит на
это? И будь он образованным и талантливым человеком, сколько научных
открытий он мог бы совершить со своим рвением!
А чудесный рассказ «Сапожки», где шофер за огромные для него деньги
покупает жене нарядные сапоги? Зачем? Конечно, не только, чтобы
«пустить пыль в глаза» товарищам. Он не думает о себе в этот момент.
Думает о своей жене, которая будет радоваться покупке. И он вознагражден
сторицей ласковым обращением жены и возвращением их молодости, прежних
отношений. Хорошо на душе и у него, и у жены, и у дочерей. Разве
не в этом заключается счастье простого человека? Уже совсем не важно,
что сапоги не подошли по размеру. Важен душевный порыв. Так Шукшин
раскрывает еще одну грань русского характера.
Вспомним еще и рассказ «Мастер», где Семка Рысь (забулдыга, как
характеризует его сам автор) вдруг проникается чувством прекрасного
и хочет отреставрировать старую церковь, понимая, что человек после
себя должен оставить что-то хорошее, вечное. Ему, конечно, не удается
добиться своего, как почти всем невезучим героям Шукшина, но главное,
что в этом порыве высвечивается еще одна «светлая душа», скрытая
в теле обычного забулдыги.
И сколько их таких - невезучих, несчастных, простых и добрых - предстает
в рассказах Шукшина. Их обижают, но они не озлобляются. Они защищают
свои подчас смешные и нелепые идеи, как Моня из рассказа «Упорный»
(пусть поколениям ученых до него не удалось создать вечный двигатель,
а он все равно будет пытаться, несмотря на насмешки и издевательства).
Они способны прилететь за тысячу километров к больной племяннице,
чтобы рассказать сказку. Они требуют от людей неукоснительной честности,
как дядя Ермолай в одноименном рассказе. Они в пятьдесят два года
начинают «сознавать бесконечность», как Саня Неверов из рассказа
«Залетный». Они будут всю жизнь вспоминать и любить женщину, которая
их обокрала, как Алеша Бесконвойный. Таков собирательный образ героя
рассказов Василия Шукшина: за простой внешностью таится сложная
душа, склонная к исканиям, терзаниям, надеждам. Таким и должен быть
Человек.