Сочинение
9 класс. «Любви старинные туманы». (Тема любви в лирике М. Цветаевой)
Как для любой женщины, для Марины Цветаевой любовь была важной частью
бытия, возможно - важнейшей. Нельзя представить себе героиню цветаевской
лирики вне любви, что означало бы для нее - вне жизни. Предчувствие
любви, ожидание ее, расцвет, разочарование в любимом, ревность,
боль разлуки - все это звучит в лирике Цветаевой. Любовь у нее принимает
любые обличья: может быть тиха, трепетна, благоговейна, нежна, а
может быть безоглядна, стихийна, неистова. В любом случае она всегда
внутренне драматична.
Юная героиня Цветаевой смотрит на мир широко открытыми глазами,
всеми порами впитывая жизнь, открываясь ей. То же и в любви. Оглядчивость,
расчетливость несовместимы с искренним, глубоким чувствам. Все отдать,
всем пожертвовать - вот единственный закон любви, который приемлет
Цветаева. Она даже не стремится завоевать любимого, ей достаточно
быть «лишь стихом в твоем альбоме».
Цветаевская героиня немыслима без любования, восхищения любимым.
Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей, пронизывающей
весь окружающий мир. Поэтому даже природные явления зачастую связываются
с образом любимого:
Ты дробью голосов ручьевых
Мозг бороздишь, как стих...
Движение одного человеческого сердца к другому
-непреложный жизненный закон, естественная часть бытия. И если у
других людей разлука часто ослабляет чувства, то у Цветаевой - наоборот.
Любовь тысячекратно усиливается вдали от любимого, расстояние и
время не властны над ней:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед...
Целую вас через сотни
Разъединяющих лет.
Разлука, расставание, неудавшаяся любовь, несбывшиеся
мечты - частый мотив в любовной лирике Цветаевой. Судьба разводит
двух людей, предназначенных друг другу. Причиной расставания может
стать многое - обстоятельства, люди, время, невозможность понимания,
недостаток чуткости, несовпадение устремлений. Так или иначе, цветаевской
героине слишком часто приходится постигать «науку расставания».
Это трагическое мировосприятие как нельзя лучше отражено всего в
двух строчках известного стихотворения:
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
Здесь и вековая скорбь всех женщин в мире - современниц
Цветаевой, женщин, умерших задолго до нее и еще не родившихся,-
и собственное страдание, и ясное понимание обреченности. Это стихотворение
- о том, когда один из двоих уходит, а есть еще более тяжелое расставание
- волею обстоятельств: «Разбили нас - как колоду карт!» Та и другая
разлука тяжела, но ни одна не имеет силы, чтобы убить чувства.
Ревность, неизменная спутница любви и разлуки, тоже не осталась
в стороне от цветаевской лирики. Строки о ревности трогают ничуть
не меньше, чем строки о нежном чувстве, а звучат стократ трагичнее.
Самый яркий тому пример - «Попытка ревности». Наряду с характерной
для Цветаевой мукой от потери любви, здесь столько желчи, столько
горького сарказма, что автор строк предстает совершенно в новом
свете. У нее тысяча ликов и никогда не знаешь, какой из них проглянет
в следующем стихотворении.
Образ лирической героини в творчестве Цветаевой двоится. С одной
стороны - это женщина, полная нежности, ранимая, жаждущая понимания
(«Неизжитая нежность - душит»), с другой стороны - сильная личность,
готовая преодолеть все преграды и противостоять хоть всему миру,
отстаивая свое право на любовь и счастье. И тот, и другой облик
- две стороны одной медали, единое целое, предстающее в разных ипостасях.
Героине, обладающей этими чертами, свойственна сосредоточенность
души, погруженность в любовь до полного растворения. При этом она
не подвержена саморазрушению и сохраняет целостность личности. Во
всем этом - сама Цветаева. Образы, чувства не надуманы, поскольку
искренность - главное оружие поэтессы.
Но не следует делать вывод, что в любовной лирике Цветаевой основное
место занимает несостоявшаяся любовь, неразделенные или отвергнутые
чувства. Ее стихи - как сама жизнь; они бывают как безнадежными,
так и полными надежды, как мрачными, так и светлыми. Иногда героиня
предстает, полная безмятежного счастья и ощущения праздника, всей
грудью вдыхающая саму жизнь:
Милый, милый, мы, как боги:
Целый мир для нас!
И уже не озлобленная, измученная ревностью женщина
глядит на нас, а юная девочка, упивающаяся любовью, полная нерастраченной
нежности.
Любовь никогда не умирает, просто перевоплощается, принимает разные
обличья и - вечно возрождается. Это постоянное обновление для Цветаевой
объясняется очень просто: любовь - воплощение творчества, начала
бытия, что всегда было так важно для нее. Как не могла она жить
- и не писать, так не могла жить - и не любить. Цветаева принадлежит
к тем немногим людям, которым удалось увековечить и себя и свою
любовь.