Сочинение
по картине Н.Н. Ватолиной «Вести с фронта»

Нина Николаевна Ватолина (1915-2002)
родилась в небольшом подмосковном городе Коломна. Училась рисованию
сначала в техникуме Объединённого государственного издательства
художественной литературы, затем в Московском художественном институте
им. В. И. Сурикова. Молодая художница впитала лучшие традиции русской
и советской живописи.
Ватолина приобрела широкую известность как в СССР, так и за рубежом
как художник-плакатист. В годы Великой отечественной войны художница
создала целую серию выразительных, запоминающихся плакатов, среди
которых «Не болтай!», «Фашизм — злейший враг женщин» и др. Многие
из произведений Ватолиной по праву вошли в золотой фонд советского
искусства 1940-1960-х годов.
Помимо таланта художника, Ватолина обладала и литературным дарованием:
она автор биографической работы «Мы — плакатисты», ставшей своего
рода исповедью художников её поколения, и путеводителя-эссе «По
залам Третьяковской Галереи», который неоднократно переиздавался,
долгое время оставаясь единственным популярным изданием, посвящённым
этому знаменитому музею.
Военная тема — одна из основных в творчестве Ватолиной. И это вполне
естественно, ведь молодые годы художницы, расцвет её мастерства
приходятся именно на страшные годы войны. Сюжет картины «Вести с
фронта» внешне прост — в семью, откуда на войну ушёл сын, муж и
отец, его сослуживец принёс письмо от него. Сколько семей по всей
стране получали такие письма! А кто-то получал другие письма — зловещие
«похоронки» или официальные извещения «пропал без вести»... Войне
нет дела до судеб простых людей, их горя и радости, она легко отнимала
жизнь у одних, разрушая жизни их близких...
Но семья, изображённая на картине Ватолиной, судя по всему, получила
радостную весть. Радостную — потому что тогда радостью было уже
просто знать, что близкий человек жив и здоров. О большем для себя
лично не мечтали, а общей мечтой была Победа, после которой жизнь,
полная нужды и тяжёлого труда, должна обязательно наладиться.
На картине вся семья собралась за столом у окна. На столе, покрытом
белой скатертью, расставлена чайная посуда — по-видимому, собрали
угощение для солдата, принёсшего радостную весть. Солдат, в длинной
шинели, сидит за столом спиной к зрителю в правой части картины.
Через стол, напротив солдата, спиной к окну стоит молодая женщина
в тёмном платье, на которое наброшена большая светлая шаль. В руках
женщина держит письмо. Очевидно, это жена автора письма. Рядом с
ней стоит девочка-подросток в светлом платье с короткими рукавами
— дочь. Лица обеих светятся радостью.
В левой части картины сидит пожилая женщина в тёмном платье и тёмном
платке на голове. На руках она держит маленькую девочку в красном
платье. Лицо пожилой женщины, как и лицо солдата, обращено к женщине,
держащей в руках письмо. Возможно, она читает вслух. Пожилая женщина
— видимо, мать автора письма или его жены. На руках она держит младшую
внучку, которая одна из всех людей, собравшихся в комнате, пока
не понимает значения события.
Обстановка комнаты, служащая фоном действия, довольно проста. Тёмные
широкие деревянные половицы, высокое окно, в верхнем правом углу
картины виден краешек белой занавески. На стене полки с книгами,
картина с изображением пейзажа, под картиной — небольшая этажерка.
В цветовой гамме преобладают тёмные тона, контрастом которым выступают
светлые пятна, основными из которых являются большое окно и белая
скатерть. Светлыми вкраплениями в общий мрачноватый настрой выступают
также светлое платье старшей девочки и шаль её матери, и ещё красное
платье младшей сестрёнки. Такой подбор красок создаёт определённое
настроение, которое соответствует как основному историческому фону
действия, так и конкретному событию, изображённому на картине. Тёмный,
мрачноватый фон — это тревога за близких и повседневные тяготы.
Война рядом, и даже в тылу ощущается её роковая поступь. Светлые
тона — это радость, что родной человек жив, это надежда, что война
скоро окончится победой, и тогда всё будет хорошо... Свет, проникающий
в окно, усиливает ощущение радости и надежды на лучшее, и, глядя
на картину, невольно верится, что у её героев всё сложится счастливо,
что их маленький мир будет спасён от беспощадной мясорубки войны...