Сочинение
по картине В. М. Максимова «Всё в прошлом»

Художник Василий Максимович Максимов
родился в крестьянской семье, рано остался сиротой, учился иконописи,
рисованию, работал учителем рисования. Став живописцем, навсегда
остался приверженцем бытового жанра. Как человек, хорошо знакомый
с крестьянской жизнью и склонный поэтизировать её, смог показать
на своих полотнах разные стороны жизни народа, тонко передать чувства
и настроения людей, точно до мелочей изобразить внешнюю атрибутику
народной жизни. Приверженность и преданность жанру привела Максимова
к концу жизни к бедности и лишениям, дворяне не интересовались сценами
деревенского быта. Мастерство и талант художника было оценено по
достоинству лишь спустя многие годы.
В 1889 году В.М. Максимов написал картину «Всё в прошлом», для которой
позировала его тёща помещица Измайлова. Удачное воплощение замысла,
абсолютное соответствие названия и сюжета, насыщенность красок запечатлено
художником на холсте с любовью и большим мастерством. Тема разорения
дворянских гнёзд по своей актуальности в то время нашла отражение
в произведениях писателей, а также художников. Показалась она интересной
и Максимову. Незамысловатая, но весьма эмоциональная картина имела
большой успех, неоднократно повторялась автором.
На переднем плане картины изображены две пожилые женщины, у которых
всё в прошлом. Летним днём расположились они перед бревенчатым добротным
домом почаёвничать и провести время на свежем воздухе. На крыльце
медный, до блеска начищенный самовар с двумя заварочными чайниками
для долгого чаепития. На столе, покрытом атласной скатертью, разрозненная
посуда: изысканная фарфоровая чашка с блюдцем, сахарница, молочник
и прикрытое салфеткой блюдо с печеньем. Рядом со столом, в кресле
расположилась старуха помещица. Откинувшись на подушку, она застыла
в удобной для созерцания и размышления позе. На ней бархатная накидка,
отороченная мехом, парчовое платье и чепец, завязанный большим красивым
бантом. На ногах белые чулки и мягкие старческие атласные туфельки
без каблуков. Под ногами для удобства — красная вышитая подушка
с кисточками. Рядом с барыней клюшка, на которую она опирается при
ходьбе. Об остатках былой роскоши также говорят жаккардовая накидка
на кресле, белоснежная наволочка на подушке. На крыльце с вязаньем
в руках сидит другая старушка. Это прислуга, а в настоящее время
компаньонка помещицы, с которой приходится доживать свой век. Одета
женщина по-крестьянски, в цветастую юбку, жакет и большой клетчатый
фартук. На голове тёмный, в мелкий цветочек, платок, повязанный
по-простому. Но сшита одежда из хорошей качественной ткани, а не
как у простых крестьянок из ситчика. Рядом же на крылечке стоит
её чайная посуда: огромная кружка и тарелка под ней. Стоящая не
на столе посуда подчёркивает неравное положение женщин — прислуга
хоть и сидит около стола, но не посмела рядом с хозяйской разместить
свою простую чашку. Компанию старухам составляет старый пёс, отслуживший
свою службу и также доживающий свой век рядом с хозяевами. Одряхлевшая
собака не брошена, рядом стоит корытце с водой, её подкармливают
и поят.
На заднем плане картины голубое с облачками небо, в котором кружат
ласточки. На фоне летнего неба стоит заброшенный барский дом с окнами,
грубо заколоченными досками. На втором этаже здания кое- где сохранились
стёкла, в них бликуют солнечные лучи. Но, дом в стадии разрушения:
крыша прохудилась, штукатурка осыпалась. Подрастающие деревья вплотную
приблизились к крыльцу, фундамент зарастает травой. Парадное крыльцо
украшено колоннами и балконом на них, сюда подъезжали экипажи, на
нём хозяева встречали гостей. Рядом с домом высохшие и поваленные
деревья. Задний план картины олицетворяет прошлое в жизни персонажей
и написан в неярких, каких-то блёклых тонах. Сюжет переднего плана,
напротив, выписан насыщенными яркими красками: блестящая медь самовара,
ярко-сиреневый цветущий куст, несколько оттенков красного на скатерти,
подушке, старом одеяле, переброшенном через перила крыльца для просушки.
Бревенчатый домик выглядит чистеньким, новеньким, покрашенные в
белый цвет окошки распахнуты, потому что день тёплый.
Ощущение покоя солнечного летнего дня разлито по всему полотну и
навевает такое же ощущение на зрителя. Но впечатление меняют лица
пожилых женщин. Настолько талантливо художнику удалось передать
чувства и эмоции, обуревающие этих проживших столь разную жизнь
старух, что поневоле сопереживаешь и сочувствуешь им. Старуха помещица
в расслабленной позе задумчиво сидит в кресле. Глаза полуприкрыты,
губы поджаты, пальцы одной руки сжаты, женщина погружена в воспоминания
о прошлой жизни, былом могуществе. А, может быть, она осмысливает
настоящее. В прошлом остались богатая, бесхлопотная жизнь, разорение
привело её существование в прозябающую старость, она вынуждена коротать
свои оставшиеся дни в обществе экономки и старого пса. Возможно,
она смирилась со своим нынешним положением, но её горделивая осанка,
властная поза, в которой сидит, положение в этой мизансцене подчёркивают
её дворянское происхождение и место в этом маленьком поневоле сложившемся
коллективе. Её компаньонка также сидит, задумавшись, но с другим
выражением лица. Задержав спицы в руках, глядя поверх очков перед
собой, печально замерла она на мгновение. Скорбь и тоска в её лице
заставляют задуматься, о чем же грустит женщина. О прошедших годах,
о жизни в хозяйском доме, о потерянном времени в суете забот? Остаётся
старость со спокойными, тянущимися друг за другом днями и воспоминаниями.
Кажется интересной такая деталь, как подпись художника. Каждый автор
оставляет на своём произведении автограф, подписывает работу своей
фамилией и датой. Максимов неординарно подошёл к данному вопросу.
Он не параллельно краю картины, как обычно делают художники, а аккуратно
на нарисованной дощечке крыльца разместил автограф. Получилось,
что подписал крыльцо.
Выставляется картина в одном из залов Третьяковской галереи.