Сочинение
по картине Н. П. Богданова-Бельского «Новые хозяева»

«Ура, российские
крестьяне,
В труде и в бое молодцы!»
Г. Р. Державин
Николай Петрович Богданов-Бельский — талантливый русский художник.
Он родился 8 декабря 1868 года, был внебрачным сыном батрачки. Он
получил прекрасное образование, учился живописи в Императорской
Академии художеств.
Значительное место в творчестве этого выдающегося художника занимает
тема крестьянства: быт семьи, традиции, жизнь детей. Его картины
«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», «У дверей школы»,
«Воскресное чтение в сельской школе» посвящены именно этой тематике.
Не стало исключением и известное полотно «Новые хозяева», на котором
художник отражает жизнь крестьянской семьи в бывшем помещичьем доме.
Картина отражает тот период времени в истории России, когда происходило
повсеместное разорение дворян, а новыми хозяевами барских покоев
становились купцы или зажиточные крестьяне, бывшие когда-то прислугой
своих господ. Прообразом усадьбы, изображённой на холсте, стало
поместье Ушакова в селе Островно, расположенного на берегу озера
Удомля.
На картине изображена большая крестьянская семья во время чаепития.
На круглом столе, покрытом белоснежной скатертью со светло-голубыми
полосками, стоит начищенный до блеска самовар. Кроме него, около
каждого члена семьи стоят простые стаканы с чаем. Только маленький
мальчик пьёт чай из дорогой фарфоровой чашечки. Посередине стола
лежат баранки.
В центре изображён глава семьи — мужчина преклонных лет, с проседью
в волосах и большой бородой, в бордовой косоворотке и чёрном жилете.
Он сидит уверенно и чинно пьёт чай из блюдца. Справа от него на
стульях из красного дерева расположились, по-видимому, его сыновья
— старший и младший. Они пьют чай из блюдец, одеты в простую крестьянскую
одежду: суконные куртки, косоворотки, штаны. Мужчины сидят неуверенно,
в их позах чувствуется скованность, ощущение неудобства и непривычности
ситуации. Справа от главы семейства сидит женщина средних лет в
розовой кофточке, на шее висят бусы. Её голова, покрытая синим платком,
опущена вниз: женщина наливает чай из маленького белого чайничка.
Она имеет серьёзный вид, только на губах еле заметна улыбка. Справа
от неё сидят две молодые женщины, вероятно, жёны сыновей. Они также
одеты в традиционную крестьянскую одежду того времени: простые кофты
и длинные юбки.
Кроме взрослых за столом сидят ещё двое детей: белокурая девочка
лет шести и мальчик, чуть постарше её. Он одет в клетчатую косоворотку,
перехваченную на поясе ремнём, и простые короткие штанишки. Босые
ноги мальчика неуверенно расположились на перекладине стула. Дети
скованы больше остальных: мальчик, изображённый на переднем плане,
согнулся, поджал под себя босые ноги и, как будто спрятался ото
всех. Возможно, раньше он не смел и зайти в барские покои, выполняя
работу во дворе, а теперь сидит за бывшим хозяйским столом и чувствует
себя неуверенно.
Несмотря на простоту одежды, нельзя не заметить, что она добротна,
чиста и аккуратна, без дыр и заплаток. По всей видимости, перед
нами — зажиточные крестьяне, которые оказались в состоянии выкупить
бывшие барские покои и теперь являются полноправными новыми хозяевами.
Тем не менее, даже такое одеяние находится в контрасте с богатым
убранством комнаты с колоннами. На стене висит картина в тяжёлой
золочёной раме, слева от неё располагаются красивые напольные часы,
мебель добротная, изысканная и дорогая. Сквозь широкое створчатое
окно проникает достаточно света. Нет занавесок и можно увидеть,
что на улице стоит ясный осенний денёк: небо голубое, чистое и безоблачное,
на дереве осталось мало листвы, земля покрыта жёлто-зелёным ковром.
Жанровые картины, как «Новые хозяева» Н.П. Богданово-Бельского помогают
узнать жизнь и быт людей другого времени, проникнуться духом той
эпохи, которая изображена, и лучше понять историю своей страны.