Сочинение
по картине С. Ю. Жуковского «Перед террасой»

Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944)
родился в семье польского аристократа в поместье Ендриховичи Гродненской
губернии. Отец будущего художника происходил из знатной семьи, однако
в результате мер, направленных против участников Польского восстания
1863г., лишился дворянских прав и поместий, превратившись в простого
арендатора.
Ещё в детстве мальчик увлёкся рисованием, а, повзрослев, принял
решение стать художником. Отец отрицательно воспринял такой выбор
сына, но того это не остановило, и он уехал в Москву, где поступил
в Училище живописи, ваяния и зодчества. Наставником С.Ю. Жуковского
был знаменитый мастер пейзажа И. И. Левитан, чьё влияние сильно
ощущается в ранних работах его ученика.
Вскоре Жуковский примкнул к «Товариществу передвижных художественных
выставок», стал активно участвовать в его деятельности, экспонируя
свои произведения.
Уже в 90-х гг. XIX в. молодой художник приобретает всё большую известность.
Его картина «Лунная ночь», за которую Жуковский получил большую
серебряную медаль и звание классного художника, была приобретена
знаменитой Третьяковской галереей, что само по себе уже являлось
актом признания.
Жуковский немало поездил по России и Украине. Как и Левитан, обычно
не делал эскизов, сразу писал с натуры.
В 1907 г. Жуковскому было присвоено звание академика, и он стал
преподавать, обучать живописи молодое поколение. Создал собственную
художественную школу в Москве, где срок обучения составлял 2 года.
Эта школа действовала до революции 1917 г., в ней в числе других
даровитых учеников обучался В. В. Маяковский, поэт и художник-плакатист.
После революции 1917 г. С. Ю. Жуковский некоторое время работал
в составе Комиссии по охране памятников искусства и старины.
В 1923 г. художник выехал в Польшу, бывшую некогда частью Российской
империи, а теперь самостоятельное государство. В начале 30-х гг.
друзья, оставшиеся в СССР, уговаривали его вернуться, но художник
остался на своей исторической родине. Дальнейшая его судьба сложилась
трагически: во время Второй мировой войны, когда Польша была оккупирована
нацистами, Жуковский был арестован и умер в концлагере близ Варшавы.
Творчество С. Ю. Жуковского оставило заметный след в русской живописи
конца XIX — начала XX вв. Основными мотивами работ художника являются
пейзажи поместий и интерьеры усадеб, из окон которых открываются
живописные виды. В творчестве Жуковского выражены тенденции импрессионизма
— направления в искусстве, ставившего целью отражение мимолётных
настроений и чувств, связанных с окружающим миром.
Сюжет картины «Перед террасой» достаточно типичен для кисти Жуковского.
Собственно террасы мы не видим — с неё открывается вид, запечатлённый
художником. Центр картины занимает стол, накрытый для чаепития.
Фоном служит простой и в то же время завораживающий своей красотой
пейзаж: справа, в непосредственной близости от стола, кусочек рощи,
слева — уходящая вдаль синяя лента речки, скользящая среди извилистых
берегов, поросших лесом. Роща смешанная, высокие сосны перемежаются
с лиственными деревьями. Вдоль берега темнеют молоденькие ёлочки.
Накрытый белоснежной скатертью стол с расставленной на нём посудой
— живописный натюрморт, написанный в обрамлении не менее живописного
пейзажа. На столе — блестящий золотистый самовар, на котором играют
солнечные блики, большой белый кувшин с букетом ярко-жёлтых цветов,
ваза с не менее красочными фруктами, белый молочник, чайные чашки,
стеклянные стаканы, банка с вареньем. В правом переднем углу стола,
чуть поодаль от остальной посуды, большая белая миска — возможно,
с водой для ополаскивания рук. У стола — три кресла из ярко-красного
дерева, сиденья обиты зеленовато-серой материей. За самым дальним
креслом — большой куст, обильно усеянный белыми цветами. На двух
других креслах, тех, что ближе к зрителю, небрежно брошены большие
расписные платки. Платок слева — красные цветы на белом фоне, справа
— на темно-синем. Чувствуется, что здесь только что были люди —
возможно, собеседницы просто прошли в сторону, чтобы немного прогуляться
и полюбоваться окружающей природой.
Картина написана яркими, сочными красками: насыщенные оттенки зелёного,
глубокая синева реки, резкая белизна скатерти, огненно-красное дерево
кресел и алые мазки цветов на шалях, полыхающий «костёр» жёлтого
букета. Эти краски и то, как написана картина — уверенно, жизнерадостно,
убедительно — помогают передать настроение солнечного летнего утра,
прозрачной свежести, когда солнце ещё не успело прогреть воздух
и землю. Не случайно же невидимые дамы набрасывали шали — но, по-видимому,
становится теплее, и платки стали не нужны.
В траве на переднем плане картины, перед столом, виднеются опавшие
жёлтые листья. По-видимому, художник запечатлел момент позднего
лета, ведь на деревьях жёлтых листьев пока нет. В картине много
света, что усиливает впечатление яркости и свежести. А накрытый
стол и платки создают атмосферу неспешной, доверительной беседы
— не только разговора незримых обладательниц нарядных шалей, но
и безмолвной беседы, которую художник ведёт со зрителем...