Сочинение.
"Мещанство - ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться
и хотело бы задушить побегами все на своей дороге..." (М. Горький).
(По поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")
Мещанин - обыватель. Черты обывательские есть
в каждом человеке. Только у одних их больше, а у других они выражены
менее ярко.
Нас интересует мещанство не как социальный пласт
общества, а как порок, неизлечимая болезнь нашей жизни. Мещанство
не предусматривает свободу мысли и творческое начало. Оно даже не
пытается понять истину, а довольствуется повторением заученных правил,
даже не вдумываясь в их смысл. Осуществить это помогает официальная
государственная идеология, воздействующая на сознание людей, искажая
его, лишая права мыслить самостоятельно. Веками возводимый социальный
уклад обкрадывал, обделял людей пониманием происходящих в жизни
процессов. Не каждому человеку дано "гореть", обдумывать
и добиваться высоких целей.
В основном, мы все заняты только своими личными
интересами, а до высоких мыслей нам нет никакого дела. Люди больше
всего озабочены своими копейками, они собирают, копят. И вот уже
огромная гора мусора, выросшая неизвестно откуда, состоящая из глупости,
лжи, жадности и зависти, скопидомства и взяточничества возвышается
перед ними. Она застилает яркий свет, прикрывает темной завесой
красоту жизни.
"Мещанство - ползучее растение, оно способно
бесконечно размножаться, и хотело бы задушить своими побегами все
на своей дороге", - говорил М.Горький. И это действительно
так. Мещанство,подобно сорняку, ползучему растению, опутывает людские
души.
Н.В. Гоголь тонко подметил эти черты у своих
помещиков: Коробочки и Плюшкина в поэме "Мертвые души".
Чтобы выявить мещанские черты у данных персонажей,
нужно увидеть, как они живут, какова степень их культуры.
Имение Коробочки, на первый взгляд, кажется справным.
Избы с залатанными крышами, непокошенные ворота, да еще одна - две
новых телеги, стоящих у крестьянских сараев, - все это наталкивает
Чичикова на мысль о справном хозяйстве. Окно комнаты, где остановился
Чичиков, выходит в узенький дворик, заполненный птицами, здесь же
свинья со своим семейством разгребает кучу сора и съедает ненароком
цыпленка. Таким образом, имение Настасьи Петровны представляет собой
всем, а с другой - неустроенность поместья. Сама хозяйка мелочна
и упряма. Продавая мертвых крестьян, она боится продешевить, чем
выводит из себя Чичикова: "Эк ее, дубинноголовая какая!...
Поди сладь с нею! В пот бросила, проклятая старуха!". Настасья
Петровна очень упряма, если она что-то вбила себе в голову, ее уже
не пересилить, "все отскакивает, как резиновый мяч от стены".
Помещица обладает неплохой памятью, помнит всех своих умерших крестьян
по именам, и в то же время она непроходимо глупа, прося Чичикова
подарить ей "хоть какую-нибудь бумажку с гербовой печатью".
Фамилия героини как нельзя лучше отражает ее характер: склонность
к бережливости и накопительству.
Под стать Коробочке и Плюшкин. Но в отличие от
поместья Настасьи Петровны, от имения Плюшкина веет полной опустошенностью:
жерди, как ребра, окна без стекол, некоторые заткнуты тряпками,
"дряхлым инвалидом" смотрит на Чичикова господский дом,
с забитыми окнами. Единственно, что оживляет имение, это сад, заросший
и старый, тянущийся позади дома и пропадающий в поле.
Увидев хозяина, Чичиков даже не может распознать
его пол, так как и платье на Плюшкине неопределенное, и на голове
колпак, который носят деревенские женщины; только голос героя, низкий
и сиплый, говорит, что перед Чичиковым мужчина. Дом Плюшкина - образец
безвкусицы. На стенах картины, изображающие какие-то сражения, и
в один ряд с ними висит натюрморт, изображающий цветы, фрукты, арбуз
да еще кабанью голову. В углу груда вещей, из которых заметнее всего
можно выделить кусок деревянной лопаты и старую подошву сапога.
А когда-то ведь Плюшкин был бережливым хозяином, трудился как паук,
"бегал хлопотливо, но расторопно по концам своей хозяйственной
паутины". Но вот он остался один, и скупость выжила из его
души все человеческое. Его бережливость переросла в жадность, а
дом стал вымершим местом.
Чичиков, войдя в комнаты Плюшкина, замечает "часы
с остановившемся маятником, к которому паук уже приладил паутину".
Эти часы так напоминают нам самого Плюшкина, а паутина - скупость
и жадность, опутавшие его.
Коробочка и Плюшкин во многом похожи. Настасья Петровна медленно,
но верно собирает и рассовывает деньжата по ящикам своего комода,
и Плюшкин, боящийся "на старости лет пойти по миру", одержим
страстью накопительства.
Мещанство - ползучее растение все больше прорастает
в них. Человеческие чувства, которые и так были где-то глубоко зарыты,
мельчают с каждым днем. Это ограниченные люди, вовсе не пытающиеся
понять истину:
"И до такой ничтожности, мелочности, гадости
мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду!
Все похоже на правду, все может статься с человеком!" - утверждает
автор.
Мещанство разрушает людей, порабощает их. Часто
затушеванные черты становятся видимыми, приобретают совсем иное
очертание.
Своим произведением Гоголь предупреждает нас:
"Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет
...все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите
потом. Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает
назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: "Здесь
погребен человек!", но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных
чертах человеческой старости".
Наше время порождает своих Коробочек и Плюшкиных,
они копят деньги, чтобы быть не хуже других; обставляют свои дома
мебелью, какую принято сейчас ставить; посещают театры не для того,
чтобы проникнуться игрой актеров, а так надо. Потихоньку эти люди
теряют свою индивидуальность, а равнодушие, чванство и злоупотребление
властью подрывают корни честных стремлений, опутывая все ползучим
растением, именуемым мещанством.