Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

Сочинения

Сочинение. "Мещанство - ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге..." (М. Горький). (По поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")

   
    Мещанин - обыватель. Черты обывательские есть в каждом человеке. Только у одних их больше, а у других они выражены менее ярко.
    Нас интересует мещанство не как социальный пласт общества, а как порок, неизлечимая болезнь нашей жизни. Мещанство не предусматривает свободу мысли и творческое начало. Оно даже не пытается понять истину, а довольствуется повторением заученных правил, даже не вдумываясь в их смысл. Осуществить это помогает официальная государственная идеология, воздействующая на сознание людей, искажая его, лишая права мыслить самостоятельно. Веками возводимый социальный уклад обкрадывал, обделял людей пониманием происходящих в жизни процессов. Не каждому человеку дано "гореть", обдумывать и добиваться высоких целей.
    В основном, мы все заняты только своими личными интересами, а до высоких мыслей нам нет никакого дела. Люди больше всего озабочены своими копейками, они собирают, копят. И вот уже огромная гора мусора, выросшая неизвестно откуда, состоящая из глупости, лжи, жадности и зависти, скопидомства и взяточничества возвышается перед ними. Она застилает яркий свет, прикрывает темной завесой красоту жизни.
    "Мещанство - ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться, и хотело бы задушить своими побегами все на своей дороге", - говорил М.Горький. И это действительно так. Мещанство,подобно сорняку, ползучему растению, опутывает людские души.
    Н.В. Гоголь тонко подметил эти черты у своих помещиков: Коробочки и Плюшкина в поэме "Мертвые души".
    Чтобы выявить мещанские черты у данных персонажей, нужно увидеть, как они живут, какова степень их культуры.
    Имение Коробочки, на первый взгляд, кажется справным. Избы с залатанными крышами, непокошенные ворота, да еще одна - две новых телеги, стоящих у крестьянских сараев, - все это наталкивает Чичикова на мысль о справном хозяйстве. Окно комнаты, где остановился Чичиков, выходит в узенький дворик, заполненный птицами, здесь же свинья со своим семейством разгребает кучу сора и съедает ненароком цыпленка. Таким образом, имение Настасьи Петровны представляет собой всем, а с другой - неустроенность поместья. Сама хозяйка мелочна и упряма. Продавая мертвых крестьян, она боится продешевить, чем выводит из себя Чичикова: "Эк ее, дубинноголовая какая!... Поди сладь с нею! В пот бросила, проклятая старуха!". Настасья Петровна очень упряма, если она что-то вбила себе в голову, ее уже не пересилить, "все отскакивает, как резиновый мяч от стены". Помещица обладает неплохой памятью, помнит всех своих умерших крестьян по именам, и в то же время она непроходимо глупа, прося Чичикова подарить ей "хоть какую-нибудь бумажку с гербовой печатью". Фамилия героини как нельзя лучше отражает ее характер: склонность к бережливости и накопительству.
    Под стать Коробочке и Плюшкин. Но в отличие от поместья Настасьи Петровны, от имения Плюшкина веет полной опустошенностью: жерди, как ребра, окна без стекол, некоторые заткнуты тряпками, "дряхлым инвалидом" смотрит на Чичикова господский дом, с забитыми окнами. Единственно, что оживляет имение, это сад, заросший и старый, тянущийся позади дома и пропадающий в поле.
    Увидев хозяина, Чичиков даже не может распознать его пол, так как и платье на Плюшкине неопределенное, и на голове колпак, который носят деревенские женщины; только голос героя, низкий и сиплый, говорит, что перед Чичиковым мужчина. Дом Плюшкина - образец безвкусицы. На стенах картины, изображающие какие-то сражения, и в один ряд с ними висит натюрморт, изображающий цветы, фрукты, арбуз да еще кабанью голову. В углу груда вещей, из которых заметнее всего можно выделить кусок деревянной лопаты и старую подошву сапога. А когда-то ведь Плюшкин был бережливым хозяином, трудился как паук, "бегал хлопотливо, но расторопно по концам своей хозяйственной паутины". Но вот он остался один, и скупость выжила из его души все человеческое. Его бережливость переросла в жадность, а дом стал вымершим местом.
    Чичиков, войдя в комнаты Плюшкина, замечает "часы с остановившемся маятником, к которому паук уже приладил паутину". Эти часы так напоминают нам самого Плюшкина, а паутина - скупость и жадность, опутавшие его.
Коробочка и Плюшкин во многом похожи. Настасья Петровна медленно, но верно собирает и рассовывает деньжата по ящикам своего комода, и Плюшкин, боящийся "на старости лет пойти по миру", одержим страстью накопительства.
    Мещанство - ползучее растение все больше прорастает в них. Человеческие чувства, которые и так были где-то глубоко зарыты, мельчают с каждым днем. Это ограниченные люди, вовсе не пытающиеся понять истину:
    "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду! Все похоже на правду, все может статься с человеком!" - утверждает автор.
    Мещанство разрушает людей, порабощает их. Часто затушеванные черты становятся видимыми, приобретают совсем иное очертание.
    Своим произведением Гоголь предупреждает нас: "Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет ...все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом. Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: "Здесь погребен человек!", но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах человеческой старости".
    Наше время порождает своих Коробочек и Плюшкиных, они копят деньги, чтобы быть не хуже других; обставляют свои дома мебелью, какую принято сейчас ставить; посещают театры не для того, чтобы проникнуться игрой актеров, а так надо. Потихоньку эти люди теряют свою индивидуальность, а равнодушие, чванство и злоупотребление властью подрывают корни честных стремлений, опутывая все ползучим растением, именуемым мещанством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта