Сочинение
по портрету артиста Александринского театра Г.Г. Ге работы И. Е.
Репина

Илья Ефимович Репин (1844-1930)
происходил из семьи военного поселенца. Впоследствии художник утверждал,
что среди его предков были мятежные московские стрельцы. Детство
и юность он провёл на Украине в городке Чугуеве (на территории современной
Харьковской области). Там же приобрёл первые серьёзные навыки живописи,
которые впоследствии углубил, обучаясь в петербургской рисовальной
школе Общества поощрения художеств, а затем и в Академии художеств.
Одной из самых знаменитых полотен Репина является картина «Бурлаки
на Волге», ставшая печальным символом непосильного труда и горемычной
доли русского народа. Не менее запоминающимися являются и другие
работы художника: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван
Грозный убивает своего сына», «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре»,
«Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года»
и др. Среди работ Репина немало и портретов известных людей — современников
художника.
Актёр Григорий Григорьевич Ге (1867-1942), портрет которого был
написал Репиным в 1895 г., состоял в родстве с художником Николаем
Николаевичем Ге, который приходился ему дядей. На момент создания
портрета Г.Г. Ге играл на сцене Александринско- го театра в Петербурге,
где приобрёл значительную известность. Среди его ролей — Яго в «Отелло»,
Клавдий в «Гамлете», Иван Грозный в пьесе А.К. Толстого «Смерть
Ивана Грозного». Кроме того, являлся автором нескольких пьес — «Набат»,
«Казнь», «Пляска мертвецов». Впоследствии, после революции, Г.Г.
Ге получил звание заслуженного артиста РСФСР.
Г.Г. Ге был хорошо знаком с Репиным, часто бывал у художника в гостях.
Григорий Григорьевич хорошо разбирался в искусстве, и не только
в сценическом. Сохранилось письмо актёра к Репину, где речь идёт
о картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В этом послании
ярко проявилась многогранная одарённость натуры Ге.
Портрет Г.Г. Ге выразителен и экспрессивен, что характерно для творчества
Репина. Актёр изображён на фоне интерьера, в котором присутствуют
достаточно яркие краски. Основным фоном для лица и фигуры Ге служит
портьера персикового цвета. Актёр непринуждённо сидит в большом
кресле. В обивке валиков и подушек варьируют разные оттенки зелёного,
присутствует и персиковый цвет, но более яркий, чем портьера. В
правой части картины небрежно намечен столик, покрытый пёстрой темно-зелёной
скатертью. На столике виднеются книги или рукописи, возможно, это
тексты ролей.
Художник живо передал на полотне эффектную внешность актёра. Добавляет
выразительности и поза, в которой изображён Ге: правым локтем он
опирается на валик, подпирая ладонью высокий белый лоб, левая рука
свободно лежит на столике, фигура расположена по диагонали картины.
Пронзительный взгляд Ге устремлён снизу вверх. Аристократической
внешности — тонкие правильные черты лица, изящная кисть руки с длинными
пальцами — под стать и щегольской наряд, и модная причёска. На Ге
темно-синий сюртук, из-под которого видны белоснежная сорочка и
белый шейный платок. Брюки темно-голубого цвета, на сюртуке тускло
поблёскивает цепочка от часов. Свет падает таким образом, что наиболее
выгодно оттеняет красоту лица и руки. Однако отмечается и некоторая
манерность, но это вполне естественно, ведь Репин писал портрет
актёра, а сценическое искусство — это игра, которая нередко отчасти
просачивается и в повседневную жизнь артистов.
Портрет Г.Г. Ге наряду с другими работами Репина впервые экспонировался
на выставке, организованной передвижниками, к числу которых одно
время примыкал и Репин. Картина вызвала неоднозначный отклик. Так,
в газете «Московские новости» высказывался следующий отзыв: «На
выставке нынешнего года есть целый ряд портретов, между которыми
выделяются как звёзды первой величины портреты Репина. Из них занимают
первое место портрет Ге, не помещённый в каталоге, портрет покойного
Т. И. Филиппова и портрет княгини Тенишевой. Портреты Ге и Филиппова
сделаны масляными красками, тогда как портрет Тенишевой набросан
углем... Зритель точно видит перед собой живые души, живые характеры».
Заметка в «Петербургской газете», напротив, содержала критическую
оценку: «Артист кажется слегка подрумяненным и вообще, слишком идеализированным».
Самому Репину эта работа, по-видимому, нравилась. В письме к Г.Г.
Ге от 4 февраля 1906 г. он упомянул, что ему самому портрет «показался
нарядной вещью; есть нечто торжественное и незаурядное в общем выражении
целой вещи».
Некоторое время картина оставалась у автора. Затем хранилась в частной
коллекции, возможно, в семье Г.Г. Ге. После революции 1917г., как
и многие другие произведения искусства из частных собраний, стала
собственностью государства. В 1946 г. Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР передал картину в Нижнетагильский художественный
музей изобразительных искусств. Там картина находится и в настоящее
время.